Мадрид. Инквизиция — вот символ Мадрида. Сжигали не за поступки, а за мысли.
«Законы как паутина: ловят слабых и выпускают сильных». В Испании судам не доверяли. Видели, что ни о какой справедливости там речи нет.
Вена. Австрийская столица была менее кровавой, но более… ледяной. Мятежников казнили не громко, но с максимальной дисциплиной. Слезам здесь не просто не верили - их тут не было. Все знали, что здесь тебя просто не услышат, даже если ты прав.
«Кто плачет — того не слушают». Пословица пришла из Германии. Чуть менее жесткий вариант нашей.
Как изменился смысл со временемВ XIX веке фраза начинает терять зубы. Её всё чаще используют не как угрозу, а как констатацию: в Москве не любят слезливых. В XX веке появляется новое значение:
«Не надейся на то, что пожалеют и помогут. Сам работай».
Советская эпоха вывела формулу успеха:
«Прорвёмся!» А прорываться со слезами - не стильно. Москва стала символом возможностей, но по-прежнему жёстких. Хочешь место - борись за него. Хочешь квартиру - побегай ради нее, повкалывай.
Так фраза стала синонимом житейской мудрости: будь сильным.
Из «не проси у власти» она превратилась в «не ной в жизни». Смещение акцента с власти на быт.
Кстати, это довольно конструктивная позиция. Потому что берешь ответственность на себя. Недавно я писал статью по психологии о разницы интерналов и экстерналов. Вторые надеются, что им что-то дадут свыше, верят в удачу и.....удача к ним не приходит. А первые, наоборот, верят в себя, берут ответственность и, как ни странно, обстоятельства у них складываются удачливее.
Как суровая пословица стала названием фильма
Комментарии 7