Привычная бедность, которую называли достаткомОдин знакомый как-то говорил мне:
«Зато все было стабильно! Колбаса по 2.20, бесплатные квартиры…»
Я спрашивал его: «Вы сами часто ели эту колбасу?»
Он замолкал.
Потому что стабильно она лежала не в магазинах, а в чьих-то «связях», в огромных чемоданах с провиантом из Москвы.
Бесплатные квартиры были, но получали их не за красивые глаза — а за десятилетия унизительного ожидания в очередях.
Бесплатная медицина зачастую означала отсутствие анестезии и хамство, за которым скрывалась хроническая нищета системы.
Это был мир, в котором человека ломали внутри, учив называть дефицит — «скромностью», страх — «патриотизмом», принудительный однообразный быт — «солидарностью».
Но память умеет подменять боль красивыми словами.
Чтобы не пришлось признаться, что лучшие годы прошли в бетонной клетке, где за стенкой кто-то шептал:
«Ты это помолчи… а то знаешь, как бывает».
Идеология как морфин: не лечит, а усыпляетСоветский человек жил в мнимой вечности.
У него было объяснение всего:
Почему нет джинсов? Потому что это буржуазное излишество.
Почему нельзя уехать? Потому что мы — авангард человечества.
Почему газета врет? Потому что враги вокруг, а правду надо дозировать.
Мир казался осмысленным, хоть и обугленным.
Это был морфин для разума — он не исцелял, а лишь снимал резкость, позволял выживать в скудости, не задавая вопросов.
Сегодня многие вспоминают эту идеологическую дрёму с нежностью.
Их можно понять: в ней было меньше выбора — а значит, меньше страха сделать неверный.
Но если честно, это не ностальгия по социализму.
Это тоска по временам, когда вы сами себе казались цельными.
Когда всё было ясно: враг, друг, лозунг, задача.
Молодость и иллюзии: двойная экспозицияЕсть такое понятие — «двойная экспозиция».
Когда на одну фотопленку наслаиваются два кадра.
Вот и здесь:
На первой пленке — вы, юные, сильные, влюбленные.
На второй — облупленные стены райкома, унылые марши, пустые прилавки.
И с годами первая пленка становится ярче.
Вторая тускнеет.
И в итоге вы смотрите на себя, а думаете, что смотрите на эпоху.
Это естественный обман, почти биологический.
Мы все носим его в себе — страх признать, что молодость прошла не потому, что мир испортился, а потому, что мы стареем.
Комментарии 23