Кто создал черту оседлости и почему это не то, о чем вы думали
Позор России, пятно на ее совести, тюрьма без стен, клетка без неба, величайшая трагедия еврейского народа — о черте оседлости принято говорить исключительно в негативном ключе. Это темный еврейский материк с границами, проведенными по людским судьбам.
Люди, мало интересующиеся историей, знают о черте оседлости как о какой-то узкой границе, которую нельзя было пересекать евреям. Иные ее представляют этаким гетто-пятачком, где евреи жили тесно и скученно, ограниченные в правах, угнетенные и отверженные. Со временем понятие «черта оседлости» вообще обрело в истории зловещие черты, поставившие ее чуть ли не в один ряд с лагерями смерти гитлеровской Германии.
Что ж, давайте взглянем на эту черту, прояснив попутно роль главного антисемита и создателя «еврейского гетто» всероссийского масштаба. Точнее антисемитки и создательницы, ибо это именно Екатерина II и начала первой ограничивать евреев.
«Клетка» величиной с ЮАР Для начала вот карта черты оседлости.
Черта оседлости в Российской империи в 1800 году
Какое же это гетто, это целая страна площадью 1 224 000 квадратных километров — в 55 раз больше территории современного Израиля и сравнимая по площади с такими государствами как ЮАР или Колумбия. Разумеется, без привязки к численности еврейского населения говорить о чем-то бессмысленно. Так вот, по переписи 1795 года (когда черта оседлости была уже определена) евреев в России жило чуть больше 600 тысяч человек. Плотность населения подсчитать труда не составит. Вот такая вот «клетка».
И как же в «тюрьме без стен» жилось еврейскому населению? А неплохо жилось. Мы сейчас говорим об эпохе Екатерины II и не касаемся конца XIX века, когда политика в отношении евреев действительно начала ужесточаться, а черта оседлости сжиматься. Так вот, именно Екатерине пришлось решать проблему свалившихся на ее голову евреев.
Свалившихся — потому как до нее семитской проблемы не существовало вовсе. В Средние века евреев на Руси практически не было. Лишь в приграничных с Речью Посполитой районах да в Смоленске их проживало несколько тысяч. А вот в самой Польше евреев было полно. Дело в том, что по всей средневековой Европе евреев изгоняли. Всех их — из Англии, Франции, Испании — принимала именно Польша. Но поскольку значительную часть своей истории Россия с Речью Посполитой находилась в напряженных отношениях, то естественная миграция «народа Израилева» на Русь проходила вяло и медленно.
Евреи Одессы, 1876 год
Еврейская вольница Но все изменилось в 1772 году после первого раздела Польши. Российской империи тогда досталось 90 тысяч квадратных километров территории. В современных географических реалиях это южная часть Литвы и восточная Белоруссия с Витебском и Полоцком. А вместе с ними и 1,3 миллиона человек населения, включая 60 тысяч евреев. Вот с этого момента и началось полновесное взаимодействие российской власти с этим народом.
Почему-то считается, что власть сразу отнеслась к евреям настороженно. Отнюдь. В своем указе 1772 года «О принятии по Российскую Державу уступленных от Польши провинций» Екатерина наделила своих новых подданных, включая евреев, «всеми правами российских граждан». Все оказались равны перед государыней, но евреи — чуточку «ровнее». И выразилось это вовсе не в притеснениях. Наоборот, в отношении налогов еврейство выделили в отдельное сословие с подушной податью 1 рубль в год, что было больше, чем у крестьян, но значительно меньше, чем у купцов, и даже меньше, чем у мещан.
Еврейская свадьба с клезмером. Художник: И. Аскназий, 1893 год
Затем императрица полностью восстановила в правах кагалы — органы еврейского самоуправления, которые Речь Посполитая постоянно урезала. Дальше — больше. В 1780 году Екатерина разрешила приписывать евреев к мещанскому или купеческому сословию — дело доселе невиданное. Через два года Сенат разрешил купцам-евреям свободно перемещаться по стране, если того требуют интересы их дела. И такая вольница была исключением из общего имперского закона. Согласно ему купцам и мещанам запрещалось покидать города, к которым они были приписаны.
Еще одно событие нельзя отнести к привилегиям, но оно весьма показательно ложится в канву отношения власти к евреям. В 1787 году императрица запретила использовать в документах слово «жид» как оскорбляющее национальные чувства.
Такая страшная черта А потом наступил 1791 год и появилась та самая черта оседлости, ограничившая переселение евреев во внутренние территории. Что же случилось с просвещенной Екатериной, что из образованной правительницы она вдруг превратилась в махровую антисемитку? Да ничего не случилось, просто у евреев отобрали часть привилегий. А именно им запретили селиться там, где заблагорассудится и определили для проживания Новороссию, Белоруссию и часть Украины. Из века нынешнего это видится как нарушение права на свободное передвижение, но реалии того времени были совершенно иными.
Евреи беседуют у входа в лавку. Волынская губерния, 1916 год
Дело в том, что в Российской империи никто не имел право покидать место жительства и передвигаться по стране как ему заблагорассудится. Про крепостных крестьян понятно, но сидеть «там, где родился» предписывалось и мещанам с купечеством. Исключение было сделано лишь для купцов первой гильдии. И для евреев. Справедливости ради, не для всех, а лишь для мещан и купцов. Но у русских это были купцы первой гильдии, а у евреев — все, отнесенные к купеческому сословию.
Получается, Екатерина уравняла евреев с остальными российскими народами. И никакого возмущения этот указ не вызвал, так как императрица просто очертила границу проживания еврейских подданных. Да, запретила ее покидать, но никакой насильственной депортации «сынов Израилевых» внутрь предписанного им региона не происходило.
Более того, когда в 1793 и 1795 годах произошли второй и третий раздел Польши и Российская империя приросла 370 тысячами квадратных километров территории (Литва, Белоруссия, восточная и центральная части Правобережной Украины), все вновь образованные губернии вошли в черту оседлости, создав ареал площадью более миллиона квадратных километров. И была эта черта оседлости не «ужас-ужас», а напротив, почти землей обетованной. Никто там евреев к принятию христианства не принуждал и позволял жить по своим законам.
Но так было при Екатерине. А вот остальные Романовы оказались уже не столь толерантны в еврейском вопросе. Именно в XIX веке и стал возникать зловещий ореол над чертой оседлости. Ограничения на передвижение граждан после 1861 года мало-помалу отменялись. Но это не касалось евреев, в отношении которых гайки только закручивались.
Картина Н. Пимоненко «Жертва фанатизма» показывает расправу иудейской общины над девушкой-еврейкой, полюбившей кузнеца-украинца. 1899 год
Особенно отличился любимый многими государь-миротворец Александр III. Ему вдруг показалось, что евреев много и они везде. Поэтому он подправил прапрабабушкин закон в сторону ужесточения и передвинул черту оседлости, сжав территорию внутри. Вот оттуда и пошла трагедия российского еврейства: депортация, ограничения, лишение имущества. Ну и в конце концов ужесточение отношения власти к евреям перенеслось на бытовой уровень, приведя к такому явлению русской истории, как еврейские погромы.
Екатерина Великая, в отличие от российской царской семьи, судя по всему, не питала к евреям настолько сильных негативных чувств, однако и ей они были не чужды. Получив, наконец, власть после полугода царствования своего мужа, она провозгласила себя российской императрицей. И одним из первых же ее политических действий в 1763 году стало издание указа, разрешающего иностранцам жить в России. Широко распространено мнение, что Екатерина надеялась увидеть среди прибывающих иностранцев таких же этнических немцев, как она сама: их присутствие, как ей казалось, помогло бы модернизировать страну. Однако в этом доброжелательном указе была одна небольшая, но очень важная деталь — если иностранцы были евреями, возможности жить в России у них не появилось.
У меня прадед делал тару , бочки , кадушки и все прочее , возил в Велиж , сдавал евреям , а они по Западной Двине в Ригу , началась война 1914 года , его забрали и попал он в плен , Велижские узнали что он в плену , и приходит письмо из Швейцарии , что все хорошо , жив и так далее . Дальше история ещё интереснее , но это потом , были благодарны .
Самое интересное происходило в правление "благословенного" Александра Первого. Еврейское население Западных областей, которое по докладу тамошнего губернатора, было "абсолютно ненадежно", в 1812-м году взяло на себя функции зафронтовой разведки русской армии, диверсантов и связников, при этом сообщения, доставляемые "контрабандными" путями часто приходили в Ставку быстрее, чем обычными фельдъегерями. Особенно на эту тему много высказался генерал Милорадович, считавший, что «Эти люди — самые преданные слуги государя, без них мы не победили бы Наполеона, и я не был бы украшен этими орденами за войну 1812 года». Царь сказал свое "спасибо", но черту не отменил. Его младший братец Николай начал кампанию кантонистов - и вот это действительно была черная полоса...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5
Екатерина Великая, в отличие от российской царской семьи, судя по всему, не питала к евреям настолько сильных негативных чувств, однако и ей они были не чужды. Получив, наконец, власть после полугода царствования своего мужа, она провозгласила себя российской императрицей. И одним из первых же ее политических действий в 1763 году стало издание указа, разрешающего иностранцам жить в России. Широко распространено мнение, что Екатерина надеялась увидеть среди прибывающих иностранцев таких же этнических немцев, как она сама: их присутствие, как ей казалось, помогло бы модернизировать страну. Однако в этом доброжелательном указе была одна небольшая, но очень важная деталь — если иностранцы были евреями, возможности жить в России у них не появилось.