По преданию, этот город был построен Персеем. В 1450 г. до н. э. микенцы завоевали Крит и начали создавать колонии на берегах Эгейского моря, на островах Родос и Кипр. Торговля велась по всему Средиземноморью, в частности с Финикией, Египтом и Италией. Согласно мифам в XIII веке до н. э. Микены были сильнейшим государством материковой Греции.
Развалины Микен
В эпоху Греко-Персидских войн город окончательно погиб в борьбе с аргосцами в 468 г. до н. э. По словам Страбона, в его время от величественного города не осталось и следов, но Павсаний описывает значительные остатки циклопической стены с Львиными Воротами, подземные Сокровищницы Атрея и его сыновей, могилы Атрея и Агамемнона.
Микены на современной карте Греции
Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров. Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной — не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн. Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около 3 метров. Львиные ворота существуют и ныне.
Львиные ворота в настоящее время. XIII в. до н. э.
Построили Львиные ворота в Микенах в XIII в. до н. э. во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен). Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили — это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами.
Барельеф со львами.
Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, Дворец был построен в XIV в. до н. э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).
Реконструкция Дворца в Микенах.
Найдя на холме Гиссарлык в Турции «золото Трои», Генрих Шлиман не стал сидеть сложа руки. Он фанатично верил Гомеру, каждой строке в его «Илиаде» и «Одиссее». Был уверен, что любой греческий миф отражает реально имевшие место события.
После Троянской битвы его внимание привлекла трагическая история гибели царя Агамемнона. Девять лет стоял Агамемнон перед Троей, а тем временем его тайный соперник Эгист «сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой…» По преданию, Агамемнон вернулся с Троянской войны и привез с собой наложницу - дочь побежденного царя Приама Кассандру. Пророчица уже успела родить ему близнецов. Когда Агамемнон вернулся, Эгист коварно пригласил царя на пир, а потом злодейски убил его и всех его спутников, «подобно тому, как быков убивают за жвачкой». Однако потом Орест, сын Агамемнона жестоко отомстил за отца. Он убил свою мать Клитемнестру, ставшую любовницей убийцы своего мужа, и коварного Эгиста. Эта волнующая история человеческих страстей стала потом темой многих произведений, в том числе знаменитой трагедии Эсхила «Орест».
Сцена убийства Клитемнестрой Кассандры 425—400 годы до н. э.
Внимательно читая Гомера, Шлиман обратил внимание, что тот повсюду называл Микены – родной город царя Агамемнона «златообильными». А это значит, что Троя, где гениальный самоучка нашел несметные сокровища, не могла идти ни в какое сравнение по богатству с Микенами. Что же тогда можно там найти!
Недолго думая, после того, как турецкие власти запретили ему продолжать раскопки в Трое в 1873 году, Шлиман отправился в Грецию. В отличие от Трои, Микены ему вообще не надо было искать. Все знали, где они находятся, благодаря знаменитым «Львиным воротам» и «Сокровищнице Атреи». Наняв 125 землекопов с четырьмя телегами, Шлиман немедленно начал раскопки. Вместе с рабочими неутомимо трудилась греческая жена Шлимана Софья, которая сама руками просеивала песок и ножом разрезала землю.
В текстах греческого географа Павсания, побывавшего в Микенах в 170 году до н.э., Шлиман нашел указание, где искать могилу Агамемнона и его детей с наложницей. Царь должен покоиться внутри городских стен, а его убийцы - жена Клитемнестра и ее любовник Эгист - снаружи.
Генрих Шлиман на раскопках Микен. Фото 1876 год
Раскопки, которые археолог начал возле «Львиных ворот», оказались трудными – земля была тверда, как камень. Метр за метром терпеливо снимали землекопы вековые слои мусора, которые скрывали от взоров современников сказочный образцовый город. Уже первые находки: черепки ваз, статуэтки, стеклянные бусы показывали, что они – на верном пути.
Золото Микен
Наконец, они нашли пять могил, а в них останки 15 человек. Было ясно, что речь идет о людях очень высокого ранга, трупы были буквально усыпаны золотом и драгоценными камнями. Охваченный волнением, Шлиман поспешно отправляет телеграмму королю Греции: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, где похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умервщленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом».
Сокровища Микен, найденные Г. Шлиманом. Археологический музей, Афины. Греция.
Уверенность Шлимана основывалась не только на большом количестве сокровищ, которые клали в могилы только особам самого высокого ранга. Раскопки показали, что тела были брошены в могилы поспешно и сожжены, словно кто-то пытался скрыть следы преступления, хотя и пытался при этом соблюсти некоторые обычаи, положив туда положенные царю дары и его сокровища. Так, считал Шлиман, мог поступить только убийца, т.е. Эгист, который бросил свои жертвы, как писал Гомер, «словно падаль в жалкие ямы». У археолога не было сомнений, что он нашел останки именно царя Агамемнона и его друзей.
Золото Микен
Однако теория Шлимана оказалась неверной. Он ошибся, как ошибся, раскапывая Трою. Найденные им трупы принадлежали людям, жившим за 400 лет до Агамемнона. Быть может, и тогда разыгралась похожая трагедия, но было ясно, что Шлиман нашел в Микенах вовсе не Агамемнона.
Однако это было не так уж и важно. Его раскопки позволили обнаружить новую цивилизацию, которую потом назвали крито-микенской. «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто не подозревал», - с гордостью писал Шлиман.
Золото Микен. Музей, Афины.
В Микенах Шлиман нашел совершенно невероятные сокровища. Внутри стен располагались шахтовые гробницы, где покоились мужчины, женщины и 2 ребенка. Лица некоторых из погребенных мужчин были закрыты золотыми масками, а их тела были облачены в ткани, богато украшенные розетками из золотой фольги. Что интересно, все маски были индивидуальны и не похожи друг на друга. Рядом лежали кинжалы, мечи и нагрудники, тела были накрыты плащами, украшенными золотыми бляшками с символами бессмертия.
Золото Микен. Археологический музей, Афины.
На лицах женщин масок не было, зато их головы были увенчаны диадемами. В женском уборе было много драгоценностей: кроме золотых диадем, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов каких-либо животных и птиц или с рельефным изображением бурных сцен охоты.
В гробницах находились золотые и серебряные сосуды, чаши, украшения, драгоценности. Несомненно, такие сокровища могли принадлежать только царю. Всего было обнаружено 14 килограммов золотых изделий, а также множество предметов из керамики и слоновой кости, которые являются не менее впечатляющими и значимыми.
Золото Микен. Музей, Афины.
Только в первой могиле он насчитал 15 золотых диадем, золотые лавровые венки и украшения в виде розеток. В другой могиле он собрал более 700 тонких золотых пластинок с великолепным орнаментом, золотую корону, секиры из позолоченного серебра, кубки и ларчики из золота, уникальные геммы из сардоника и аметиста, перстни с печатями, золотые пуговицы, тиары и пояса из золота, и великолепные золотые погребальные маски.
Одна из масок, обнаруженных Г. Шлиманом в Микенах. Музей, Афины
Почти сразу же головы умерших от соприкосновения с воздухом превратились в прах. Однако маски сохраняли форму лица. Они были совершенно индивидуальны и было ясно, что представляют собой точные портреты умерших. «Маска Агамемнона», которая стала самой знаменитой из этих находок, выполнена в технике металлопластики, при этом обработка велась с тыльной стороны. Такие детали, как усы, борода и брови подчеркивают гладкую поверхность, что придает этому своеобразному портрету выражение сурового властителя. Подробное описание бесценных находок, сделанных Шлиманом в Микенах, занимает 206 страниц большого формата.
Золотая погребальная маска, так называемая маска Агамемнона. 1550–1500 гг. до н.э. Найдена Генрихом Шлиманом в 1876 г. в Микенах.
Сегодня эти сокровища, в том числе и знаменитую золотую погребальную маску, которую Шлиман назвал «маской царя Агамемнона», можно увидеть в Афинском археологическом музее. Вопрос о том, кому принадлежала золотая маска остается открытым. Но название "маска Агамемнона" приклеилось к ней навсегда.
Золото Микен.
Невероятно, но Шлиман чуть было не сделал и еще одну величайшую в истории мировой археологии находку и снова в Греции. Он мечтал начать раскопки на Крите, в частности, у Кносса, где, как он был уверен, находился легендарный дворец Кносских царей со знаменитым лабиринтом. Шлиману удалось даже добиться разрешения на раскопки от губернатора Крита, однако владелец участка запросил совершенно фантастическую цену – 100 тысяч франков. Шлиман сбил цену до 40 тысяч, однако, когда приехал на участок, то обнаружил, что число оливковых деревьев там меньше, чем в договоре, и понял, что владелец хочет его самым наглым образом надуть. Разгневанный Шлиман решительно отказался от сделки. Он не мог допустить, чтобы его, одного из самых ловких купцов в мире, надул какой-то критский грек.
Кносский Дворец, остров Крит.
Увы, если бы он плюнул на свои амбиции торговца, то тогда бы он, а не английский археолог Артур Эванс, сделал бы еще одно величайшее открытие – раскопал бы Кносский дворец, потому что именно там он и находился.
Дом Генриха Шлимана в Афинах, ныне Нумизматический музей
В 1878 году греческий археолог П. Стаматакис расчистил "сокровищницу Атрея", расположенную южнее Микен. В 1879 году Генрих Шлиман исследовал данную гробницу вместе с другими захоронениями микенского акрополя.
Вход в Гробницу Атрея
Гробница Атрея, вид изнутри. Датируется 1250 года до н. э.
Вскоре гениальный археолог-самоучка скончался. Рождественским днем 1890 года в Неаполе Шлиман, уже страдая от болезни, упал на улице, лишившись дара речи. В больнице его отказались принять, а кучер даже не захотел его везти, потому что Шлиман был одет очень просто.
«Кто будет платить?» - грубо спросил возница, не подозревая, что перед ним беспомощно лежит известный на весь мир миллионер и ученый. Вопрос решился, когда в кармане у больного обнаружили кошелек, набитый золотом. Однако спасти Шлимана все же не удалось, к утру он умер в гостинице Неаполя.
Тело покойного археолога привезли в Афины. У его гроба стоял король Греции и все министры, а рядом - верная жена Софья и дети – Андромаха и Агамемнон, названные им так в честь греческих античных героев.
Могила Генриха Шлимана на Первом городском кладбище Афин
Он родился в Германии, но своей духовной родиной считал Грецию и здесь завещал себя похоронить.
Полностью биографию Генриха Шлимана читайте в следующей публикации.
P.S. Уже после смерти Шлимана греческий археолог Х. Цундас обнаружил руины дворца на Микенском акрополе.
Христос Цундас.
Также были обнаружены подземный колодец в толще скалы с 96 крутыми ступенями и 60 камерных гробниц в нижнем городе. В этих гробницах были найдены глиняные сосуды, оружие, зеркала, гребни и различные фигурки, женские по большей части. Камерные гробницы указали своим строением и компоновкой на то, что так называемые "сокровищницы" также являются гробницами.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев