А кто это вообще был такой Емельян Украинцев? Откуда он взялся в Посольском приказе?!
Сын рязанского поместного дворянина, Емельян Игнатьевич, в отличие от отца не стал служить «конно, людно и оружно» на южной границе, а подался в крючкотворы. Может быть, потому что по службе помочь встать на ноги было некому – отец погиб, когда Емельян был еще совсем молод. Вот он и выбрал не такую почетную гражданскую службу. И, как оказалось, не прогадал и оказался на своем месте. Начал он с младших чинов в Посольском приказе. Но быстро попался на глаза Ордину-Нащокину и поучаствовал во всех самых интересных и значимых посольствах и переговорах эпохи: и с поляками во всех переговорах принимал участие, и в Данию ездил, и к шведскому королю и Голландским штатам с посольствами его посылали. И так уж получилось, что к 1681 году стал Емельян Украинцев одним из трех дьяков Посольского приказа. Самым опытным и умелым. Даже на Бархатной книге среди прочих есть его подпись. Уважаемый стал человек.
Все бурные перемены 1682-1689 годов, когда то стрельцы размахнулись не по чину, то Софья Алексеевна решила, что она при двух братьях сможет сама править, даже когда они подрастут и станут совершеннолетними, не затронули карьеры Емельяна Игнатьевича. Ему правда, пришлось некоторое время опробовать на себе армейскую лямку, потому что его начальнику Василию Голицыну пришла в голову гениальная мысль мобилизовать в Крымский поход не только всех, кто обязан военной службой, но и дьяков и подъячих. Так что в провале крымского похода Голицына есть и доля участия Украинцева, хоть он там и ничего не решал.
Но видимо, это участие в походе, где от опытного дипломата было не то, чтобы много пользы, в дальнейшем помогло опытному дьяку выбрать правильную сторону. И вообще вовремя выбрать правильную сторону – это для высшей государственной бюрократии не предательство, а умение предвидеть. Да, когда конфликт Петра и Софьи перешел в прямое противостояние, Украинцев, несмотря на то, что Голицын в общем и целом его не обижал и привечал (за исключением мобилизации в Крымский поход), выбрал не его сторону, а сторону Петра. Вовремя сориентировался и сдал патрона «со всеми потрохами». Ничего личного, просто служба. Впрочем, если уж честно – Голицына сдал не только Украинцев. От него после того как Петр забрал власть в свои руки, все отвернулись. Несмотря на то, что еще только что лебезили и славили государственный ум Василия Васильевича.
Украинцев оставался главным дьяком Посольского приказа и дальше при Петре до своего последнего часа. Формально, он не всегда занимал место главы Посольского приказа. Но дела это не меняло. Нарышкин ли возглавлял посольское дело или сам Петр брался решать дипломатические вопросы, все слушали, что скажет самый опытный дьяк, разбиравшийся во всех хитросплетениях тогдашней политики. Да, порой ему здорово прилетало, вплоть до царской палки, когда в 1704 году до Петра дошли сведения о махинациях Украинцева во главе Провиантского приказа. Но тут же следовал приказ – Украинцеву отправляться на переговоры с турками о точном проведении границ, чтобы не было никаких разногласий. Потому что незаменим был Емельян Игнатьевич для русской дипломатии.
Нет комментариев