Картина "Успение Девы Марии" итальянского художника эпохи барокко Караваджо сегодня является признанным шедевром и одной из главных жемчужин Лувра. Однако так было не всегда... История этой работы, созданной для римской церкви Санта-Мария-делла-Скала, весьма драматична.
"Успение Девы Марии", Караваджо.
Мы знаем заказчика этой картины — им был известный в Риме юрист, занимавший высокие должности в папской администрации, ученый и благочестивый человек по имени Лаэрцио Керубини.
Именно он и заказал у скандального художнику работу для фамильной капеллы Керубини в церкви Санта-Мария-дела-Скала, расположенной в районе Трастевере.
Санта-Мария-дела-Скала.
Это была церковь недавно утвержденного монашеского ордена босоногих кармелитов — в отличие от обычных кармелитов, существовавших с XII века, босоногие кармелиты придерживались более строгих монашеских правил, идеалов смиренной бедности, кроме того, это был один из нищенствующих монашеских орденов.
Орден босых кармелитов.
Работа над "Успением Богоматери" продлилась достаточно долго – мастер завершил картину лишь к 1606 году. Причина столь долгой работы крылась в нескольких заказах, над которыми Караваджо работал параллельно. Так что же скрывает эта картина?..
Сюжет: Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник. В этот день апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей и похоронить её. Отмечу, что церковь называет это именно успением, а не смертью:
"Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё".
Фрагмент картины Караваджо.
Принято считать, что тело матери Христа не подвержено тлену. Совсем иной представил Деву Марию Караваджо. В видении художника Мария - обычная женщина. Микеланджело Меризи показывал человеческую сущность героев своих картин...
Революция в искусстве: Все персонажи изображены почти в натуральную величину. Художник полностью отказался от иконографической традиции подчёркивать святость Богоматери, и в её изображении не осталось набожного трепета, свойственного картинам на религиозную тему, кроме чуть заметного нитевидного нимба.
Фрагмент картины Караваджо.
Богородицу окружают окружают сломленные апостолы и Мария Магдалина. Остальные персонажи в беспорядке стоят позади. Эта картина наглядно демонстрирует художественную революцию, которую спровоцировал Караваджо. В чем же дело?
По слухам, художник написал Деву Марию с... трупа. Более того, при жизни "натурщица" не была приличной женщиной - в образе Богоматери Караваджо изобразил утонувшую проститутку, тело которой выловили из Тибра. Некоторые исследователи считают, что неприятие картины вызвано и неподобающей позой Девы Марии.
Картина поражает мощным реализмом изображенной сцены. Как раз это и было в ней самым непривычным. Караваджо старался потрясти зрителя, оторвать его от воображаемого мира, от сугубо эстетических переживаний, вернуть в реальность. Его трактовка — это "Евангелие здесь и сейчас", ожившее на наших глазах и требующее нашей реакции.
Мы видим не только ступни Девы Марии, но и щиколотки, которые некоторым комментаторам кажутся опухшими и лишенными царственного изящества — с одной стороны, это просто ноги бедной женщины, но они должны напоминать нам, что мы в церкви босоногих кармелитов.
Фрагмент картины Караваджо.
Караваджо явно связывает свою картину с этим контекстом, с кармелитским идеалом святой бедности. Мария здесь показана, если угодно, как прообраз для всякой монахини-кармелитки, как святая покровительница ордена, чье полное название - Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармил.
А как изображали "Успение Девы Марии" великие итальянские художники предшествующего столетия? Больше всего эта иконография напоминает иконографию Вознесения Христа.
Картина Рафаэля содержит сюжет Успения и коронования.
Например, на картине Рафаэля апостолы провожают взглядами Марию, она возносится на небо в сонме ангелов или уже находится на небесах, где Христос возлагает на Свою Мать корону.
Судьба картины: Приход кармелитской церкви картину Караваджо решительно отверг и, не дав ему возможности написать второй вариант, сразу заказал работу на тот же сюжет другому художнику — Карло Сарачени (кстати говоря, последователю Караваджо).
Сарачени написал "Успение", но римские босоногие кармелиты не приняли его работу, однако все же дали шанс художнику написать картину еще раз — вторая попытка была одобрена.
Карло Сарачени, "Успение Богородицы", 1610.
Но история картины Караваджо на этом не закончилась. Спустя время скандальную работу увидел тридцатилетний Рубенс, бывший в то время придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзаго и покупавший произведения искусства для герцогской коллекции.
В 1606 году Рубенс оказался в Риме, увидел творение Караваджо и посоветовал герцогу купить картину, что и было сделано. После покупки работа еще неделю выставлялась в Риме в частном доме, семь дней художники и ценители искусства шли смотреть на невиданное "Успение...". Специально оговоренным условием посещения этой "выставки" был запрет на копирование работы.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев