В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Это не всегда возможно — не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, у взрослых и так много забот. А давайте посмотрим, что в психоэмоциональном развитии ребенка значат животные.
Человек — часть природы, наделенная и владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать теперь гармонии с миром совершенно иными способами. Однако человек с древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах (надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением). Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.
Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния самой по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, — зависимости, преданности, открытости, простоты; волк — угрозы для жизни; баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство, отцовство; лошадь — дружескую помощь и трудолюбие; птица — символ связи с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлета; рыба — мудрость и спокойствие.
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от природы другого живого существа, животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность, в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.
Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления. Испытывая страх и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение.
Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле.
«То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном мире, освоив стоящую перед ним проблему, — пишет в книге "Как на самом деле любить детей" американский детский психолог Р. Кэмпбелл, — и выстроить доступную для его восприятия картину мира и способов решения трудностей, приписав определенные чувства героям сказок». Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных. Как любят дети книжки про животных, особенно с красивыми их изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата, коты и собаки связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как феи и волшебники, короли и принцессы — это придуманные герои, а зверей можно увидеть, потрогать.
В психологии существует метод оказания помощи человеку через использование животных или их символов (рисунков, игрушек, образов). Он называется анималотерапия (от англ, animal — животное). Издавна люди поклонялись животным, учились у них основам выживания в дикой природе, через поколения передавали легенды и сказки, в которых животные демонстрировали эффективные способы адаптации к окружающему миру. Появившиеся со временем домашние животные нашли способ войти не только в дом человека, но и в его душу. Став полезными и любимыми человеком, кошка и собака, например, тысячелетиями демонстрируют уживчивость и коммуникабельность, сохраняя свои индивидуальные особенности поведения. Так, у кошки можно поучиться независимости, самостоятельности, выживаемости в трудных ситуациях, у собаки - умению выполнять требования других, быть дисциплинированным, активным, доброжелательным*
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечает: уходит или кусает обидчика — это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного
в сочетании с объяснениями взрослых о том, как мало обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.
Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослы уделяют им мало внимания. Замкнутым, робким,
нерешительным детям кошка или собака часто заменяет друга: ей доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.
В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
В одном из детских садов был проведен интересный эксперимент. На занятия в группу тревожных, агрессивных, конфликтных детей в течение месяца приносили кошку Пусю. Дети наблюдали за ее робостью и нерешительностью на первых занятиях, любопытством и активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и выражением привязанности к ним на последних. Пуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психоэмоциональное напряжение. Обычная домашняя кошка сделала доброе дело: помогла детям понять, что они не одиноки, совсем не хуже других, многое могут, а, самое главное, свободны и независимы, имеют право «гулять сами по себе», но и нуждаются в поддержке друзей.
Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы — у кошки он может научиться независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки — умению знакомиться, контактировать, быть доброжелательным и послушным.
Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи.
Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера. Есть мнение, что собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек - спокойные, мягкие, снисходительные.
Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженную обстановку, снимает остроту стрессов, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.
Теперь можно понять желание многих людей держать в доме животное, можно понять и Малыша, страстно меч-тающего иметь собаку. Нужно и Дашеньке-пантере быстрее принести в дом котенка.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев