Фото автора
На передовой железнодорожная магистраль становится важной транспортной артерией. Здесь несёт неусыпную вахту специальный бронепоезд «Волга». Это современная высокомобильная крепость на рельсах, экипаж которой, состоящий из воинов-железнодорожников, сочетает мастерство сапёра, выучку разведчика и отвагу пехотинца. Под прикрытием мощной брони и зенитных установок они день за днём очищают пути от мин, заложенных противником, обеспечивая бесперебойное движение военных эшелонов.
Ещё не развеялся предрассветный туман над землёй, изрытой воронками, а привыкший к бессонным ночам экипаж уже на посту. Где-то вдалеке глухо работает артиллерия, а здесь, у стального исполина, носящего имя «Волга», царит тишина, нарушаемая лишь шипением локомотивной системы и чёткими докладами дежурных. Вот-вот начнётся новый боевой день, а с ним – новые маршруты и новые задачи. Бронепоезд 38-й отдельной железнодорожной бригады группировки войск «Запад» готовится к выходу на стальную магистраль, чтобы вновь подтвердить свой статус стража военных перевозок.
В современном бою, казалось бы, нет места символам прошлых войн. Но бронепоезд «Волга» далёк от архаики. Это современный, мобильный и эффективный боевой комплекс, вобравший в себя опыт предков и оснащённый по последнему слову техники. Бронированный локомотив, вагоны, защищённые 20-мм бронёй, сдвоенная 23-мм зенитная установка, готовая в любой момент отразить атаку БпЛА, пулемётные гнёзда и снайперские посты – всё это делает «Волгу» грозной силой.
Но главная сила стальной крепости – не в толщине её брони, а в военнослужащих, которые ведут её сквозь огонь и дым.
Начальник штаба специального поезда, носящий позывной «Зубр», – человек, к которому сходятся все нити управления сложным механизмом. Его командный пункт – сердце «Волги», где на цифровых картах прокладываются маршруты, анализируются данные разведки и принимаются решения, от которых зависит исход задачи.
– Многие ошибочно полагают, что наша задача – проверка маршрута перед отправкой груза, – говорит «Зубр», не отрывая взгляда от монитора с интерактивной картой. – Но это глубокое заблуждение. Мы – комплексный инструмент. Наши задачи включают техническую разведку путей, инженерную разведку мостовых переходов, разминирование и, если потребуется, боевое охранение и отражение нападения диверсионных групп.
В считаные секунды «Волга» перешла в режим полной боевой готовности. И с флангов тут же последовала атака противника. Именно тогда ярче всего проявилась мощь стальной крепости
Пока «Зубр» рассчитывает маршрут, на броневагонах кипит работа. Командир стрелкового взвода с позывным «Патрон» проводит последний инструктаж своих подчинённых.
– Взвод, слушай меня! – Его голос, негромкий, но чёткий, перекрывает утренний шум. – Сегодня идём по сложному участку. Лесные массивы вплотную подходят к путям, высока вероятность засад. Бдительность превыше всего! Пулемётчикам сектора обстрела известны. Снайперам особое внимание на верхние ярусы сооружений и кроны деревьев.
Среди воинов-железнодорожников, проверяющих оружие, выделяется мощная фигура пулемётчика с позывным «Перс». В его распоряжении – одно из ключевых огневых средств, способное в считаные секунды нанести серьёзный урон противнику.
– Я работаю с пулемётом «Утёс». Не помню, чтобы он меня когда-либо подводил, – говорит «Перс», ловко досылая патронную ленту. – Когда мы идём по равнине и видимость отличная, я могу поражать цели на расстоянии до двух километров. Иногда провожу огневое разминирование, и конечно же, прикрываю свой сектор от дронов.
И вот «Волга» приходит в движение. Мощный рокот двигателя сливается с мерным перестуком колёс. Впереди десятки километров проверяемых путей, мосты, где противник мог заложить взрывное устройство.
Работа идёт чётко по испытанному алгоритму. С помощью современных средств инженерной разведки сапёры обследуют полотно на наличие мин-ловушек и фугасов, в этом им помогает расчёт FPV, который находится в одном из вагонов. Время от времени поезд останавливается, и группы зачистки выходят для осмотра подозрительных участков. Все понимают: любая ошибка может стоить жизни или потери важного груза.
– На маршруте мы проводим инженерную разведку не только железнодорожного полотна, – рассказывает «Зубр», указывая на небольшое строение, – но и прилегающих объектов; там противник может устроить засаду или оставить «сюрприз», например противотанковую мину производства НАТО DM 22. Это противотанковые кумулятивные мины направленного (противобортного) действия, способные нанести урон на расстоянии до 100 метров.
Осматривая строение, сапёрная группа тщательно проверила изнутри и снаружи его, а также прилегающую территорию на предмет наличия растяжек, неестественных нарушений грунта и других признаков минирования. «Зубр» контролировал действия подчинённых на экране монитора.
– Чисто, – кратко доложил один из сапёров, заканчивая проверять последний подозрительный участок.
Скрытых угроз или мин не обнаружено. Получив по радиосвязи такое подтверждение от инженерной разведки, машинист плавно тронулся с места и продолжил движение по маршруту, а группа боевого охранения вновь заняла свои позиции, продолжая внимательно следить за местностью.
Но так бывает не всегда. В памяти экипажа остался день, когда при прохождении одного из мостов инженерные датчики зафиксировали аномалию. В считаные секунды «Волга» перешла в режим полной боевой готовности. И с флангов тут же последовала атака противника. Именно тогда ярче всего проявилась мощь стальной крепости.
– Запомнился тот бой сильным напором противника, – вспоминает «Патрон». – Атака по нам велась с нескольких направлений и с применением ударных FPV-дронов. Наша зенитка отработала по точкам на склоне, где засели пулемётчики. Тратить её потенциал на дроны не вижу смысла, так как у нас установлена хорошая РЭБ. Мои стрелки точными очередями не позволяли противнику передвигаться, а наши пехотные группы во взаимодействии с расчётами БпЛА уничтожили диверсантов.
– В такие моменты ты не думаешь о страхе, – подхватывает «Перс». – Видишь цель – ведёшь огонь. Слышишь призыв товарищей – прикрываешь. Знаешь, что от тебя зависит безопасность всего экипажа. И эта броня, окружающая нас… Она не просто защищает, она даёт уверенность. Чувствуешь, что ты часть этой стальной крепости.
После успешного отражения памятной атаки и разминирования моста эшелон с техникой продолжил путь. «Волга» выполнила свою боевую задачу.
По возвращении бронепоезда на базу, когда солнце уже клонится к горизонту, воины-железнодорожники приступают к обслуживанию оружия и техники. Это время сосредоточенной работы, где каждый знает свою задачу и выполняет её на высшем уровне. Гул двигателя сливается с мерным стуком инструментов, запахом смазки и металла.
Пулемёты и пушки, верные спутники в бою, требуют особого внимания. Тщательно очищаются стволы, проверяются механизмы, смазываются детали.
Параллельно с обслуживанием оружия идёт проверка технического состояния бронепоезда. Осматриваются колёсные пары, тормозная система, двигатель. Выявленные неисправности устраняются немедленно.
Не забывают и о внутреннем пространстве бронепоезда. Наводят порядок и чистоту, пополняют запасы продовольствия и боеприпасов.
Никита АНТОШИН, «Красная звезда»
Группировка войск «Запад»
Комментарии 2