Фото 12-го ГУМО
Для выполнения обязательств государство-участник назначает национальный орган, выступающий в качестве национального координационного центра для связи с организацией и другими государствами-участниками.
В России эта функция возложена на Министерство обороны, а Служба специального контроля военного ведомства ответственна за создание и функционирование российских объектов Международной системы мониторинга (МСМ), подсистемы глобальной системы связи МСМ и национального центра данных Российской Федерации, расположенного в городе Дубне.
Всего МСМ включает в себя 321 станцию мониторинга и 16 радионуклидных лабораторий.
В 2023 году Российская Федерация сертифицировала последнюю свою станцию, выполнив таким образом свои международные обязательства. Российский сегмент Международной системы мониторинга сегодня составляет существенную часть от глобальной системы мониторинга и включает 32 объекта. Из них 23 – волновые станции – это больше, чем у кого бы то ни было, восемь – радионуклидных, из которых четыре с функцией мониторинга радиоактивных благородных газов, и сертифицированная радионуклидная лаборатория.
На протяжении 10-летнего периода создания и дальнейшей модернизации российского сегмента МСМ активно и безотказно работали и продолжают поддерживать эту работу на высоком уровне: А.В. Астахов, С.Н Книга, Д.А. Дрелих и А.А. Коваленко.
Кроме того, с 2022 года Российская Федерация передаёт в Международный центр данных верифицированные радионуклидные данные. Это является ключевым критерием их качества. Также российский сегмент Международной системы мониторинга неизменно обеспечивает высочайший уровень доступности данных, поступающих от станций, – более 98 процентов для волновых станций и более 95 процентов для радионуклидных.
Такой уровень обеспечивается высоким профессионализмом сотрудников Службы специального контроля, в частности персоналом управления координации деятельности по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, которые в непрерывном режиме контролируют работоспособность специального технологического оборудования и оперативно решают возникающие проблемные вопросы, а также операторами станций. Они, учитывая размещение большинства российских станций Международной системы мониторинга в районах с исключительно сложными климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера, ежедневно проявляют выдающуюся стойкость и самоотверженность.
Также на радионуклидных станциях для калибровки высокоточного спектрометрического оборудования и контроля качества используют источники ионизирующего излучения, что повышает ответственность в отношении радиационной безопасности, а в лаборатории, кроме того, для поддержания рабочей температуры такого оборудования применяется жидкий азот – химическое вещество, требующее особого обращения. Соответствующий уровень подготовки инженерного и технического персонала позволяет выполнять все виды работ с неизменно хорошим качеством. Высокий профессионализм показывают персонал станций Международной системы мониторинга: А.Ф Дубий, Г.В. Базеева, О.Н. Жукова и И.А. Питецкий.
Специалисты Службы специального контроля регулярно принимают участие в мероприятиях по повышению потенциала, в том числе в совместном с представителями международных организаций ежегодном проведении курсов обучения на базе национального центра данных.
Отдельно хочется отметить, что Российская Федерация, являясь правопреемником СССР не только в правовом смысле, но и в вопросе сохранения мира на планете, в числе первых подписала и ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Примеру России последовали многие страны, но не все.
Так, США более 20 лет в свойственной им манере уклонялись от ратификации договора, понимая, что это в первую очередь огромная ответственность.
В 2002 году США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, в 2018-м – из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, в 2019-м – из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в 2020-м – из Договора по открытому небу. Принимая это во внимание, а также развёрнутую агрессивную политику США в отношении России, в 2023 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в целях выравнивания дисбаланса обязательств между Россией и США по ДВЗЯИ принял решение отозвать ратификацию договора.
Каковы перспективы у Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, сможет показать только время, и «выжить» он сможет лишь в том случае, если напряжённость в мире будет снижаться, а не возрастать. Он не может существовать в отрыве от международной обстановки, а она в наши дни характеризуется эскалацией напряжённости.
Несмотря на дератификацию Россией договора, наша страна не только не отказывается от выполнения своих обязательств, но и активно развивает и модернизирует свой сегмент Международной системы мониторинга. Так, в настоящее время разработан и проходит сертификацию ВТС ПК Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний отечественный комплекс мониторинга изотопов ксенона. Службой специального контроля во взаимодействии с ФГУП «ВНИИА» Госкорпорации «Росатом» взят уверенный курс на последовательное замещение импортных элементов и систем отечественными аналогами в рамках защиты технологического суверенитета.
Кроме того, специалисты нашей службы много лет работают в структурах ВТС ПК Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, где вносят весомый вклад в деятельность международной организации.
Виктор КОРШАК
Виктор КОРШАК – начальник Службы специального контроля Министерства обороны РФ, полковник.
Нет комментариев