Фото автора
Предприятия ОПК разрабатывают и устанавливают на военную технику различные виды защиты. Но полковые умельцы исходя из фронтовых реалий дополняют штатную защиту различными приспособлениями.
К техническим «шаманам» в войсках всегда было особое уважение. Не исключение и 20-я гвардейская мотострелковая дивизия. Какой бы надёжной ни была техника, она нуждается если не в ремонте, то в обслуживании. Грамотная работа специалистов гарантирует, что в нужный момент добрый «конь» не подведёт.
В зоне боевых действий работа технических специалистов становится кратно актуальнее. Ведь здесь вооружение и военная техника постоянно действуют в экстремальных ситуациях. Сегодня особую опасность представляют собой многочисленные коптеры: от «бомбардировщиков» до FPV-дронов. Казалось бы, полковые боевые машины – само воплощение несокрушимости. Но, к сожалению, даже они не всегда могут выдержать атаки пусть и небольших БпЛА. Поэтому приходится ставить дополнительную защиту.
– Часть защитного оборудования спроектирована и установлена прямо на предприятии. Но мы её обязательно дополняем на свой лад, – рассказывает командир взвода специализированных работ с позывным «Броня».
Делается это не потому, что технари 10-го гвардейского танкового полка не доверяют заводчанам. Причины иные: боевая обстановка постоянно подбрасывает свои, чаще всего неожиданные вводные. Если каждый раз «жалобы и предложения» перенаправлять на заводы, процесс растянется во времени. Гораздо проще и, главное, быстрее и надёжнее сделать самим.
В работе сразу несколько боевых машин пехоты. И хотя они закованы в серьёзную броню, дополнительная кольчуга им не помешает. На БМП-3 устанавливается многослойная защита: противодронная сеть и сетка-рабица для борьбы с кумулятивными боеприпасами, а ещё динамическая защита на наиболее удароопасные части боевой машины.
Зачем так сложно? Да всё просто: бьющие по БМП FPV-дроны запутываются в находящейся на первой линии обороны рыболовной сети и даже, как правило, не взрываются. Если какой-то беспилотник всё же умудряется просочиться через боевой невод, то его встречает ещё одна «паутина» – теперь уже более крепкая. Она провоцирует взрыв боеприпаса, так что кумулятивная струя расплёскивается снаружи, нанося меньший урон технике и экипажу.
Это в полной мере относится и к установке динамики. Её, например, повесили на «лбу» БМП-3. Специалисты объясняют, что закрываются наиболее уязвимые части бронемашины. Например, масляные баки, моторное отделение. К слову, на захваченных западных трофеях – танках «Леопард» – тоже были установлены коробочки советской динамической защиты. Козырьки вэсэушники не использовали, больше полагаясь на мощное оборудование РЭБ, а вот динамикой не брезговали.
Разработанное и смонтированное местными Кулибиными оборудование уже доказало эффективность в боевой обстановке. Правда, это были не традиционные пехотные колесницы БМП-3, а тягач МТ-ЛБ. И вместо второй сетки на нём были установлены металлические листы. Противник напористо атаковал тягач на покровском направлении, но не смог вывести его из строя.
Командир взвода специализированных работ объясняет, что, прежде чем приступить к разработке новых защитных средств, он и его подчинённые внимательно изучают повреждённую на полях сражений технику. И прежде всего из состава безвозвратных потерь. Это позволяет понять, чем именно и куда противник поразил машину. И главное, какие из этих ударов были особенно опасны для экипажа и десанта.
– В первую очередь мы заботимся об экипаже. Даже если боевая машина будет выведена из строя, военнослужащие не должны пострадать. Технику позже обязательно вытащим, восстановим, и она снова пойдёт в бой, – говорит «Броня».
После серьёзного мозгового штурма результаты анализа представляют старшим начальникам: заместителям командира полка и дивизии по вооружению. Они утверждают окончательный план работ по модернизации новой и возвращаемой в строй другими техническими подразделениями техники.
Рацпредложения вносят и эксплуатанты – экипажи боевых машин. Они обязательно озвучивают свои пожелания. И это не прихоть. Дело в том, что каждая единица ВВТ имеет некую специализацию. Если броне приходится возить на линию боевого соприкосновения матушку-пехоту, то козырьки должны быть «раскидистыми». Другие чаще используются как мобильные огневые средства – тогда упор делается на тотальной защите от БпЛА.
– Версий защиты за время боевой работы было множество. Что-то окончательно отвергалось, что-то претерпевало серьёзные изменения. В итоге мы приходили к оптимальным результатам. Хотя и это не окончательно: не мешкая, реагируем на уловки противника, а он, в свою очередь, стремится придумать всё новые каверзы. И так постоянно, – говорит «Броня».
Военнослужащий, к слову, до СВО хотя и тянулся душой к технике, но работал совсем в иной сфере – в правоохранительных органах. А «за лентой» в полной мере раскрыл свой потенциал. Был в эвакуации, теперь командует подразделением, разрабатывающим и устанавливающим дополнительный слой защиты для боевой техники. Возможно, в армии дослужится как минимум до младшего лейтенанта (в «прошлой» жизни «Броня» носил специальное офицерское звание).
Когда началась спецоперация, омич сразу же уволился из органов. Жене, как смог, объяснил своё решение и отправился в военкомат, заметно опередив начало частичной мобилизации. Кстати, многие его подчинённые – из числа мобилизованных. Например, военнослужащий с военным именем «Турбо», в Донбассе представляющий Кемеровскую область.
– У нас все парни работают на совесть. Ведь техника на передовой не должна подвести. А это во многом зависит от нас, – подчёркивает военнослужащий.
Брызги металла при сварке летят во все стороны. Новые элементы пассивной защиты крепятся на боевые машины. Спецы техподразделения уверены – смонтированные ими приспособления помогут экипажам безопасно выполнять задачи по предназначению.
Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»
Группировка войск «Южная»
Нет комментариев