9 апреля 1945 года советские войска подняли флаг над Кенигсбергом – крепостью, которую гитлеровская пропаганда называла неприступной. Так открылась дорога на Берлин.
Еще тевтонские рыцари строили Кенигсберг как город-крепость, рассказывает Дмитрий Павлов. Королевский замок, равелины, боевые башни и оборонительные валы.
«Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кенигсберг не будет сдан никогда» – трубила немецкая пропаганда. Гитлер был уверен, что город можно удерживать годами.
Кенигсберг обороняли части оперативной группы «Земланд» – четыре пехотные дивизии и гарнизон города. На вооружении тысячи орудий, сотни танков и самолетов. По правилам военной науки наступающих должно было быть как минимум втрое больше.
Штурм Кенигсберга планировал маршал Александр Василевский. Замысел офицера еще русской императорской армии был прост: двумя ударами с севера и юга рассечь немецкую группировку и атаковать город.
Но в город нельзя пройти, минуя систему фортов. Их вокруг города возвели в конце XIX века. 12 больших и пять малых. Толщина стен – несколько метров. Под землей склады и казематы, в каждом форте гарнизон солдат. Несколько сотен человек. Вокруг минные поля, колючая проволока и рвы.
После окончания Кенигсбергской операции была создана комиссия, и ее члены пришли к выводу: чтобы пробить стену форта, как минимум два снаряда должны были попасть в одно и то же место.
Штурм Кенигсберга начался утром 6 апреля. Немцы ожесточенно оборонялись. Для них Кенигсберг имел даже не символическое, сакральное значение. Столица Королевства Пруссии, родина единого Германского государства. Здесь родилась немецкая гвардия, появился на свет Эммануил Кант, вступил на престол Фридрих Великий.
Но Красная армия сметала все на своем пути. Это был идеальный штурм. Красноармейцы забирались в дома через подвалы, окна, чердаки. Сначала бросали гранту или стреляли из огнемета. Только потом шли сами.
Самоходные артиллерийские установки и танки буквально разбирали здания. Бронетехника шла под прикрытием пехоты. Куда стрелять, бойцы указывали сигнальной ракетой. Увидев цель, экипаж сразу открывал огонь.
В бункере находился штаб обороны города. На третий день боев командующему гарнизоном Кенигсберга Отто Ляшу сообщили, что попытка прорыва провалилась. Они в окружении. Сопротивление бесполезно. У входа генерала ждут русские офицеры.
После того, как гарнизон капитулировал, утром 10 апреля по приказу маршала Александра Василевского здесь водрузили красное знамя. Кенигсберг взят.
📢 Еще накануне штурма радиоустановки Красной армии передавали: «Мы обороняли Севастополь 250 дней, а освободили за четыре. Кенигсберг советские солдаты взяли за трое суток».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев