Прежде всего, это зависит от возраста ребёнка.
✅ Если ребёнок не говорит в год-полтора-два года, обычно ставят диагноз «задержка речевого развития».
✅ Есть шанс, что ребёнок со временем «догонит» нормы речевого развития.
✅ Однако, если ребёнок отстаёт от норм развития больше, чем на год, это уже не задержка, а нарушение речевого развития, которое само по себе не проходит и требует вмешательства специалиста.Например:
✔️ Если ребёнку 1,5—2 года и он пока не говорит, врач может поставить «задержку речевого развития».
❗ Если ребёнку уже 2,5 года, а он вообще не разговаривает, то это скорее всего нарушение речевого развития, требующее специального подхода.
❓ Важнейший показатель — понимание речи. Если ребёнок молчит, но хорошо понимает обращение взрослых, способен выполнять простые команды («иди сюда») и отвечать жестами, это хороший знак. Если ребёнок не говорит и плохо понимает речь — это тревожный сигнал и повод обратиться к специалистам как можно быстрее.
🎯 Существуют чёткие нормы развития речи на разных этапах:
Основные маркеры развития речи в 1,5 года:
Использование жестового языка (указательный жест, приветствие-прощание).
Наличие минимального количества самостоятельных слов или звуков-подражаний («биби», «ням-ням»).
Понимание простых команд вроде «открой ротик», «принеси мячик».
Контрольный рубеж в 2 года:
Понимает вопрос «хочешь?» и показывает согласие-нежелание действием или словами.
Начинает активно расширять лексический запас (например, названия предметов вокруг).
Может назвать части своего тела (руки, ноги, голову).
Крайне важным этапом становится 3-летний возраст. К этому моменту ребёнок должен:
Произносить короткие слова ясно («вода», «мяч»), строить первые простые фразы.
Понимать двойные команды («возьми ложку и положи её на стол»).
Уметь считать минимум до трёх («один», «два», «три»).
Владеть основными местоимениями («я», «ты», «мы»).
✏️ Качественный скачок происходит около 3,5 лет: появляются конструкции из 3-4 слов, малыш строит простейшие грамматически правильные предложения, активно использует местоимения и наречия («ещё», «сюда»). Важно называть имена знакомых животных и предметы окружающей среды.
Если вы заметили серьёзное отставание вашего малыша от указанных показателей, необходимо незамедлительно проконсультироваться со специалистами.
Для начала пройдите обследование у невролога (электроэнцефалография, УЗИ головного мозга и шейного отдела позвоночника). Врач определит причину задержки и предложит программу коррекции. Только после восстановления нормального функционирования нервной системы приступайте к занятиям с квалифицированным логопедом/дефектологом.
Запуск речи — процесс комплексный, и главную роль играет работа мозга, а не артикуляционный аппарат (язык, губы, небо). Поэтому, если ваш ребёнок значительно отстал в развитии речи (до 2-3-х лет), важно уделить внимание мозгу, обеспечить полноценное его развитие перед началом активной работы с речью.
Автор текста: педагог-психолог, дефектолог высшей категории Иргалеева А.Р.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев