Пикассо для скорой
«Да, глаза уже не те», – подумал Афанасий Юрьевич, слегка потирая уставшие веки. Они беспокоили его и раньше. Имевшиеся глаукома и катаракта проявляли себя в полном соответствии с описанием в учебниках для докторов. Но сегодня с утра давящая боль в глазах стала сильнее обычного.
– Раньше бывало выйдешь на улицу – далеко всё видать, – мысли-раздумья текли в голове Афанасия Юрьевича. – А теперь… – закончил он вслух, обращаясь к только что приехавшей бригаде скорой помощи, – …И выходить-то никуда не надо. Вон, оба глаза сами кино интересное показывают.
– Сначала какие-то полоски мелькали перед глазами, – продолжал мужчина. – Потом они стали складываться в квадратики.
По его словам, ближе к обеду вся эта геометрия обрела новые и весьма симпатичные очертания – женских тел в разноцветных платьях.
Жена вызвала скорую, решив, что у мужа начались галлюцинации.
Ещё полчаса назад, выходя с предыдущего вызова, медики справедливо считали себя гуру узкоспециализированного мира симптомов и диагнозов, теперь же сидели напротив разговорчивого деда и не понимали, что с ним.
Пока слушали Афанасия Юрьевича, успели проверить гемодинамику: давление, пульс, уровень кислорода в периферической крови, сняли ЭКГ. Всё было в порядке, местами даже отлично – особенно для его возраста.
Все показатели зафиксировали в карте вызова. Это была важная информация для понимания причин случившегося.
Резко упавшая глюкоза, критически низкое давление (например, из-за кровопотери, передозировки лекарств или приёма запрещённых веществ), опустившийся ниже нормы кислород – всё это могло вызвать изменение психического состояния.
Никогда раньше не сталкиваясь с подобной симптоматикой и опасаясь пропустить психоз или инсульт, бригада решила обратиться за помощью к врачу-консультанту. Та внимательно выслушала их, уточнила показатели гемодинамики, спросила о результатах проверки симптомов, позволяющих заподозрить инсульт и менингит. Симптомы были отрицательными. Кстати, интересная деталь в медицине: если в анализах не подтверждается искомое и осмотры не выявляют наличие какой-либо патологии, то результаты исследования считаются отрицательным. И для пациента это, наоборот, хорошо.
Но вернёмся к вызову. Старший врач велела бригаде оставаться на месте, пообещав перезвонить после консультации с психиатром. Однако медики не сидели сложа руки. Они позвонили в стационар, в отделение сосудистой патологии, куда круглосуточно госпитализируют пациентов с ОНМК (острым нарушением мозгового кровообращения).
Ответы со всех сторон были отрицательными. Психиатр утверждал, что психозы так не протекают. Неврологи также исключили церебральную природу симптомов.
И снова все оказались в тупике.
Перебирая в голове знания, Лина – старший медработник в бригаде – вдруг вспомнила кое-что из времён учёбы. Преподаватель-офтальмолог как-то рассказывал им о редком и интересном симптоме, названном в честь учёных, его описавших, – синдроме Шарля-Бонне.
И тут всё встало на свои места.
Общее состояние мужчины было удовлетворительным. Узнав, что это не инсульт и не психоз, он решительно отказался от госпитализации, пообещав самостоятельно обратиться к врачам.
Только невролог мог исключить или подтвердить, что подобную шутку с психикой Афанасия Юрьевича сыграл мозг, уже подверженный возрастным изменениям. Да и в том же стационаре работали офтальмологи, принимавшие пациентов экстренно.
Лина напомнила, что у них есть номер телефона его жены, и пообещала перезвонить на следующий день, чтобы узнать, обратился ли Афанасий Юрьевич в стационар.
Возможно, из-за неизбежности этого звонка, а может, по собственной воле, мужчина всё же съездил в больницу. Невролог исключил свою патологию, а офтальмолог подтвердил: странные видения были следствием хронической ишемии тканей глазного дна – недостаточностью кровоснабжения и сниженным поступлением кислорода и питательных веществ.
P. S. Зачем я рассказала эту историю?
Можно только представить, как пугаются люди, столкнувшись с подобными зрительными расстройствами. Но паниковать и подозревать психоз не стоит. Вместо того чтобы замирать в страхе, нужно как можно быстрее обратиться – как ни странно – к офтальмологу.
Автор: фельдшер Лариса Массон
История создана по воспоминаниям фельдшера бригады скорой медицинской помощи Лины Алимбаевой
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев