«Собачий вальс» — небольшая и незатейливая пьеса для фортепиано, известная во всем мире. Её первую часть благодаря простоте и лёгкости иногда разучивают люди, не умеющие сыграть что-либо другое.
Вопреки расхожему мнению, эта пьеса по-разному называется в разных странах. Разноязычные названия «Собачьего вальса» свела воедино японский музыковед Хироми Окэтани; по её сведениям, в Германии, Бельгии, Нидерландах и Норвегии он называется «Блошиный вальс», в Болгарии — «Кошачий марш», в Финляндии — «Кошачья полька», в Корее — «Кошачий танец», в Японии — «Я наступил на кошку», в Мексике — «Маленькие обезьянки», в Венгрии — «Ослиный марш», на Майорке — «Полька дураков», в Китае — «Марш воров», в Испании — «Шоколадница », во Франции и в Польше — «Котлеты (отбивные)», в Швейцарии — «Котлетный вальс», в Дании — «Фрикадельки убегают через забор», в Швеции — «Калле Юханссон» и т. д.
В названиях пьесы преобладают темы «кошачьи», «блошиные» и «котлетные» (по четыре страны каждая).
Авторство «Собачьего вальса» достоверно не установлено. Встречающиеся иногда сообщения о его принадлежности Фредерику Шопену основаны на недоразумении: у Шопена действительно есть вальс ре-бемоль мажор (опус 64, № 1), который он сам назвал «Вальсом маленькой собачки». Камиль Бурникель, один из первых биографов Шопена, утверждает, что на создание пьески композитора вдохновило наблюдение за пёсиком Жорж Санд Маркизом, ловящим свой хвост. Есть, впрочем, и другая версия, согласно которой Шопен по просьбе самой Жорж Санд экспромтом сочинил вальс в честь её любимой собачки Маркиза. Так или иначе, это совершенно другая мелодия.
Немецкий музыковед Эрик Бауман утверждает, что автором «Собачьего вальса» является некий композитор Фердинанд Ло, и даже выпустил его биографию под заглавием «Композитор Фердинад Ло и его опус магнум — „Собачий вальс“». На самом деле это мистификация: композитор этот вымышленный, фамилия его образована от немецкого слова «блоха», а биография — шуточная.
Нередко именно с собачьего вальса начинается обучение игре на фортепиано. Вальсом в собственном смысле слова эта пьеса не является, так как исполняется в размере 2/4 или 4/4 вместо присущего вальсу размера 3/4. Несколько ближе она к другим танцам — польке или галопу.
Также существует трехдольный вариант «Собачьего вальса» (хотя он и не получил широкого распространения). Он звучит в фильмах «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Обыкновенный человек», «Сто дней после детства» и «Окно в Париж».
/ Подготовлено на основе информации открытых Интернет-источников
#ЭтоИнтересно
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев