— Со вздохом отозвалась Полинка и добавила с бабушкиной интонацией. — Головой своей думать надо, когда что-то делаешь.
— Это бабушка так говорит?
— Ну да. — Согласилась дочь. — Про папу так говорит и мне иногда.
— Головой думать надо. — Согласилась Ирина. — Только в жизни, Полюшка, бывает много чего непонятного. Во всяком случае, у взрослых. А тебя папа по-прежнему любит. И будет любить. Он уже звонил мне, спрашивал, когда ты будешь свободна, чтобы тебя в театр сводить.
— А ты что сказала?
— Сказала, что в выходные, если ты захочешь, папа может тебя забрать.
— Мама, а какой спектакль? — Заинтересовалась Полина. — Про Каштанку?
— Про Каштанку.
— Ура! А ты с нами пойдёшь?
— Нет, я договорилась с тётей Златой встретиться.
— Жаль. Ну ладно, скажи папе, что я пойду.
С Валерой они расстались не врагами. Когда он вернулся однажды с работы и произнёс: «Надо поговорить, Ир», она уже примерно догадывалась, что он скажет. Ирина не была слепой или глупой. Она замечала, что муж начал задерживаться, что сменил парфюм, что всячески скрывает от неё подработки. Нет, с материальной точки зрения их с Полиной жизнь никак не изменилась, но близким человеком Валера жене больше не был.
— Ира, прости. Но я полюбил. — Он смотрел в окно, потому что не мог смотреть ей в глаза. — Сам не знал, что так получится. И я ничего не могу с этим сделать. Теперь, когда я это понял, не хочу тебе врать. Давай разведёмся?
— Давай. — Согласилась Ирина. — Я тоже не хочу, чтобы ты жил со мной через силу. Это лишь унижает меня.
Валера опустил голову.
— Я благодарен тебе. А как же Полина?
— Полина остаётся твоей дочерью. Я никогда не стану настраивать её против тебя. Только и ты веди себя корректно по отношению к собственному ребёнку. Поля — маленькая личность, у неё свой взгляд на многие вещи. Постарайся её не обидеть.
— Я постараюсь, Ира.
* * * * *
Она сидела у Златы, когда раздался звонок от дочери.
— Мама, я к тебе хочу!
— Поля? Что случилось? Ты почему не в театре?
— Я в театре. Я тебе из туалета звоню. Папа меня там, у двери, ждёт. Я не хочу идти на этот спектакль.
— Почему?
— Потому что. — В голосе дочери зазвучали хорошо знакомые Ире стальные нотки.
— Попроси папу, чтобы он отвёз тебя к тёте Злате. Я так быстро не успею вернуться домой.
— А ты не рассердишься?
— Чтобы сердиться, я для начала должна понять, что происходит. Выйдешь, попроси папу, чтобы перезвонил.
— Хорошо.
Она попросила Валеру, чтобы он завёз девочку к Злате, и когда бывший муж позвонил в дверь, отправила дочь в квартиру, а сама вышла на лестничную площадку.
— Что случилось?
— Я и сам не понял. — Валера смутился. — Она когда увидела Аню, сразу надулась.
— То есть, ты повёл на представление не только дочь, но и свою Аню?
— Я просто хотел, чтобы они познакомились на нейтральной территории, во время совместного мероприятия.
— Валера, о таких вещах надо предупреждать. Хотя бы меня. Полине сейчас непросто. И это для неё испытание. Она маленькая ещё и не знает, как себя вести в подобной ситуации.
— Ир, прости. Я не подумал. Хотел, чтобы это произошло ненавязчиво, фоном.
— Ненавязчиво не получилось. — Вздохнула Ирина. — Полинка хотела побыть с тобой, поэтому просто разочаровалась. И билеты пропали тоже.
— Да бог с ними, с билетами. Я сам виноват. — Бывший муж махнул рукой. — Прости, что так получилось. Теперь всегда буду советоваться с тобой.
Ира вернулась в квартиру. Успокоившаяся девочка пила чай и болтала ногами.
— Будешь ругаться? — Спросила она настороженно.
— Не буду. — Покачала головой Ира. — Потому что, если разобраться, это был твой выбор, и спектакль ты отказалась смотреть сама. А ведь хотела.
— Хотела. — Призналась дочь и задумалась. — Мама, но я же не знала, что с папой будет эта Аня.
— И папа был неправ в данном случае. — Успокоила Ира вновь расстроившуюся дочь. — Он тоже должен был тебя предупредить. И я ему об этом уже сказала.
— Он обиделся? — Осторожно поинтересовалась Полина.
— Нет. Признал, что получилось не очень хорошо. Обещал исправиться.
Время шло, но Полина так и не подружилась с новой женой отца. Валера переживал и не раз спрашивал Ирину, что он делает не так. Но она лишь пожимала плечами.
— Спроси у дочери сам. Надеюсь, Поля сумеет тебе объяснить. Но Валерий не спросил. Он не забывал про Полину, но в новой семье вскоре тоже появились дети. Мальчики-двойняшки. Они родились слабенькими, и бывший муж Иры с новой женой были поглощены заботами о новорождённых. В первый год Аня часто лежала с малышами в больнице, а затем врачи посоветовали родителям перевезти детей поближе к морю.
Хлопоты с продажей жилья, переездом и восстановлением здоровья детей отдалили Валеру от дочери, и в последнее время они лишь разговаривали с Полиной по телефону. Отец звал её приехать, но девочка упрямилась и не соблазнилась даже тем, что папа жил рядом с морем.
— Уверена? — Спрашивала дочь Ира. — Если хочешь, я отвезу тебя.
— Нет. — Упрямилась Поля. — Не хочу, мама. Эта Аня забрала у нас папу, я к ней никогда не поеду.
— Человека, взрослого человека, нельзя забрать, Полечка. Если он сам этого не хочет. Но я ни в коем случае не заставляю тебя.
— Всё равно. — Твердила девочка. — А ещё им не до меня. Папе не до меня. У него теперь сразу два новых ребёнка. Он сказал, что они мои братья. А какие они братья, когда не ты их родила, мама? Эти мальчики — просто Анины дети.
Ирина никогда не говорила Полине ничего плохого ни про отца, ни про его новую жену и искренне не держала на Валеру зла. Но у маленькой девочки было своё твёрдое мнение по этому поводу, и она не собиралась его менять. Поэтому отдыхать Ира с дочерью ездили совсем не туда, где жил теперь Валерий с семьёй. А потом бывший муж вдруг перестал звонить. Начались перебои с алиментами, но в суд Ирина не обращалась.
— Глупая ты, Ирка, ей-богу! — Сердилась Злата. — Правильно мама твоя говорит, совсем не умеешь отстаивать свои права. Мужика так легко отдала, теперь деньги им даришь. Ты альтруистка, что ли?
— Да какой там альтруизм, Злата. Сама знаешь, Валера никогда не отказывался помогать Полине. А теперь я даже дозвониться не могу до него. Это не просто так.
— Просто, не просто. В любом случае, Ир, не твоя это печаль. Я тебе советую подать заявление. А то они там у моря жируют, а ты Полину одна тянешь.
— Ты, главное, Полинке это не скажи. Она и так мысли ненужные в голове крутит. Бабушка ей нет-нет да и скажет про Валеру нелестное что-нибудь.
— А ты готова врать девчонке, что он белый и пушистый.
— Не белый и не пушистый. Поля и сама это видит. Но напраслину на человека тоже возводить не надо. Ребёнок как думает: если родители у меня плохие люди, значит, и я плохой человек. Зачем это девочке? К тому же я объяснила, что взрослые тоже не всегда поступают правильно, но Валера хотя бы честно признался.
— Ага. Гулял полгода, а потом, конечно, признался. — Хмыкнула Злата. — Порядочный.
— Было — прошло. Всё, Злата, закрыли тему.
* * * * *
— Мама, папа меня что, и в этот раз не поздравит с днём рождения? — Полинка крутнулась у зеркала. — А ты ещё говорила, что он меня любит.
— Говорила, потому что это правда. — Ира слегка свела брови. — Это, конечно, плохо, что в прошлом году ты не дождалась от папы поздравления. Но мы же не знаем всего.
— Не только в прошлом, но и в позапрошлом тоже. — Вредным голосом протянула Полина. И вдруг спросила встревоженно. — Ты думаешь, с ним что-то случилось?
— Не знаю. — Ира прижала её к себе и поцеловала в макушку. — Но вижу, что девочка моя действительно выросла. Раз задумалась о серьёзных вещах.
Звонок раздался неожиданно с совершенно незнакомого номера. Ирина вообще не хотела сначала отвечать. Потом словно что-то толкнуло под руку.
— Я слушаю.
— Ира, это я. — Голос Валеры казался надтреснутым и чужим. — Прости, что всё так. Прости за деньги и что не звонил. Я всё отдам.
— И прошедшие два года Полине отдашь? Прошедшие без отца, без его звонка и внимания. Ладно, извиняйся перед ней сам.
Она протянула телефон дочери. Слышала голос Валерия в трубке, но слов, конечно, было не разобрать. Однако, Полина чрезвычайно серьёзно ответила.
— Спасибо, папа. Нет, я не сержусь. Правда. Сейчас дам. Мама, папа тебя. Он просил, чтобы ты звонок не сбрасывала.
— Ира. — Валерий замолчал. — Я извинился перед дочерью. Полина сказала, что не сердится.
— Валер, я слышала, что сказала Полина. И я уже сказала тебе, что не пойду ни в какой суд. Не волнуйся. Как ты живёшь? Как дети, как твоя Аня?
Ей вдруг показалось, что он плачет.
— Ани нет. Она умepла, Ир.
Ирину словно ударили. Это звучало так абсурдно, что она не поверила.
— Аня? Не может быть. — Вырвалось невольно. — Она же молодая совсем.
— Там не спрашивают. — Сдавлено произнёс он. — Ир, она до соседки дойти хотела, вечером, а они вылетели из-за угла. Пьяные совсем, и за рулём тоже. За чачей в частный сектор поехали. И сразу. Аня даже скорую на дождалась. У нас здесь это долго. Но врачи сказали, что она не мучилась… Даже не поняла, что случилось…
— А дети?
— Дети спали уже. Я даже не знаю, зачем она пошла. За ерундой какой-то, может быть, так, поболтать… Ира, мне мальчишек не отдают.
— Не отдают? Как это? — Она с трудом пришла в себя. — В смысле не отдают?
— Понимаешь, я после всего… После Ани… Я пил. Нет, по вечерам только сначала, потому что невыносимо было одному. А потом уволили. Анина мать из деревни приехала, она с ребятами была. Я работу другую искал. Здесь плохо с работой, Ир.
Он говорил несвязно, перескакивая с одного на другое.
— Мальчишек забрали. Аниной матери не отдадут их, больная она. Сердце. И мне не отдадут, не доверят. Ира, ты не думай. Я как только работу найду, Полине всё выплачу. Ир, я совсем не знаю, что мне теперь делать.
— В руки себя взять, Валера. — Ирина говорила сердито, хотя внутри всё сжималось от жалости. Сейчас она думала не о любовнице, разрушившей её собственную семью, а о молодой женщине, жизнь которой закончилась под колёсами пьяного отдыхающего, и которая никогда не увидит своих детей взрослыми. И о пятилетних мальчишках, потерявших мать, которых неизвестно куда забрали… А если бы такое случилось с Полиной. Нет, даже подумать страшно.
Она не знала, что ещё говорить, но Валера выручил её.
— Ира, прости. У Полины праздник, а я… Можно я тебе ещё когда-нибудь позвоню?
— Да. — Коротко ответила она. — Да, Валера.
Ира сжала в руках телефон и молча присела на краешек стула. Она чувствовала, что жизнь опять делает крутой поворот, но пока не понимала, как всё повернётся на этот раз.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ👇 👇 👇ПОЖАЛУЙСТА ,
НАЖМИТЕ НА ССЫЛКУ НИЖЕ (НА КАРТИНКУ)⬇
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 31