Надо отметить, что в "Российской империи" существовали отличные условия для развития промышленности и бизнеса, буквально каждый имел возможность открыть своё дело: от иностранца до крестьянина. Источниками формирования капиталов были: мануфактурные товары: шёлковые, шерстяные, суконные, полотняные, бумажные, ковровые, пушные промыслы, продажа рыбы, вина, икры, леса, неэквивалентный торговый обмен с мало цивилизованными жителями глубинок. Из города купцы проникали на Север края к охотникам, оленеводам, рыболовам. Постепенно помимо доставки и продажи товаров часть людей стала организовывать своё производство. Открывая собственное дело, эти люди стояли у истоков становления Сибирских и Дальневосточных городов. К примеру, официальную торговлю на Амуре представляло акционерное общество "Амурская торговая компания", учрежденная в Петербурге в 1858 году. Была организована на широких началах, имела своей целью не только торговлю, но и развитие местных промыслов, широкого предпринимательства в Приамурье, торговых отношениях с Китаем и Японией. Акционерами компании были : Г.И.Невельской, В.С.Завойко, А.Ф.Миддендорф, М.С.Волконский и другие. Им покровительствовал Н.Н.Муравьев. Первоначальный капитал общества составлял 1 миллион рублей, позже вырос до 3 миллионов рублей. Однако дела с первых же дней шли неудачно, из-за плохой организации, неопытности, стихийных бедствий она потерпела крах. В 1868 году все ценности компании были скуплены по дешевке разными людьми. Князь А.П.Кропоткин, посетивший в 1863 году Хабаровку ("хабар" - переводится как "переговоры"), в последствии вспоминал, что самый большой дом принадлежал "Амурской компании" и был центральным пунктом торговли соболями. Здесь первое время русского заселения соболя можно было купить за стеклянную бутылку или медную пуговицу, а ловить его можно было около дома. Соболей покупали по 2-3 рубля, а продавали по 6-8 рублей и ещё дороже. Благодаря скупке меха поселение Хабаровка (будущий Хабаровск) уже в 1869 году была заметным поселением на Амуре. Ф.Ф.Буссе, заведующий переселением, отмечал:
- "Эти меха свозятся сюда с Хингана, с низовья Амура и Уссурийского края. К июню и июлю перепродаются крупным капиталистам, отправляющим меха преимущественно на Ирбинскую ярмарку, а так же Нижегородскую и в Москву. Общий итог продаваемых соболей достигал 20 тысяч шкурок, иногда и более, если улов был удачным. Промысел этой рухляди производится преимущественно гольдами, тунгусами, реже казаками".
Торговля сырьём всегда была делом выгодным, однако мысль, высказанную ещё в XIX веке нерченским купцом 1-й гильдии М.Д.Бутиным и обращённую к своим собратьям по торговле надо бы помнить и сегодняшним бизнесменам:
- "Если Вы хотите оставить страну пустынной, бедной и закабалённой, вывозите из неё сырье. Но если Вы хотите видеть её населённой, цветущей, если Вы хотите, что бы пути её окупались, то поощряйте местную заводскую промышленность, развивайте промыслы, развивайте ремёсла, земледелие и облегчайте внутренние пути".
Отечественное производство было гораздо дешевле привозной продукции, к тому же, рискованным делом было заниматься транзитной торговлей, в связи со слабым развитием путей транспортировки. К тому же, гораздо выгоднее было не зарабатывать не на траншах, т.е. поставках импортной продукции (как сейчас, отдельными заинтересованными лицами поощряется закрытие производств с целью, ту же продукцию поставлять из-за границы), а заниматься производством и сбытом собственной продукции, имевшей свой отличительный знак качества. Товары китайских и английских мануфактур на рынке всегда можно было купить на половину дешевле, чем в магазинах И.Эмери, Кунста и Альберса, А.В.Даттан, совладелец торговой фирмы "Кунст и Альберс", в 1897 году писал:
- "Отставные солдаты, переселенцы, приказчики, крестьяне спешили водвориться в городе и не стесняемые акцизными формами и размерами, налагаемыми правилами о торговле, без гильдейских свидетельств и привозных захватили почти всю торговлю на Амуре. Варилось и продавалось пиво, выделывались наливки, водки, ликеры, возникла табачная и папиросная фабрики, зародился проект винокуренного завода".
Занятие торговлей не было непременным условием принадлежности к купечеству. Торговать могли все, что бы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно брать свидетельства, которые были 2-х видов: гильдейские (купеческие) и промысловые. В зависимости от объемов торговли и состоятельности купы различались по гильдиям.
- Низшая - 3-я гильдия: в ней состояли те, кто вел розничную торговлю в пределах своей губернии, имел малые речные суда, трактиры. Владел капиталом от 500 до 1000 рублей. по тем временам это были солидные деньги, при то, что за 5-10 рублей продавали справного жеребца. По оценке специалистов - 1 рубль конца XVIII века равен 1 миллиону рублей на 1996 год (Газета "былое"№12 от 1996 года).
Число гильдий с 1865 года сократилось до 2-х. Купцом 2-й гильдии мог стать человек с капиталом до 2000, 1-й гильдии - до 5000 рублей. Купцы 2-й гильдии могли торговать внутри страны, в городах, на ярмарках. Однако, им запрещалось "производить мену, продажу или покупку с иностранцами, ибо это право купцов 1-й гильдии". Первогильдейцам дозволялось вести торг по всей стране оптом и в розницу, "иметь торг вне империи", выписывать и отпускать товары за море, продавать, выменивать, покупать оптом.
- "Им разрешалось иметь фабрики и заводы, крупные речные суда . Плата за свидетельство купца 1-й гильдии была одинакова для всей, равняясь 565 рублей в год. Плата за свидетельство купца 2-й гильдии - от 40 до 120 рублей в год. Если человек не претендовал на вхождение в одну из купеческих гильдий, он мог выбрать промысловое свидетельство с оплатой от 10 до 30 рублей в год, на развозный торг - 16 рублей, на разносный - 6 рублей.
Комментарии 1