«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин российского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Живописец изобразил море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Свое знаменитое полотно «Девятый вал» Иван Айвазовский закончил в далеком 1850 году. Сначала оно хранилось в Эрмитаже, а полвека спустя перекочевало в Русский музей, где и находится до сих пор. Ежегодно сотни тысяч туристов стремятся увидеть это произведение искусства вживую.
«Девятый вал» был написан Айвазовским, когда тот уже стал признанным художником, получил мировую известность и заработал авторитет среди коллег. Полотно считается вершиной первого, романтического периода Ивана Константиновича. Есть версия, что он работал над картиной всего три часа! Однако, учитывая масштабы полотна, поверить в это довольно сложно.
Сюжет для произведения художник выбрал непростой. Он изобразил страшный момент разгула стихии, когда мощная волна вот-вот захлестнет шестерых несчастных людей и их убогий плот. Кажется, гибель неизбежна, но проглядывающие в небе лучи света дают надежду. Интересно, что изображенное буйство стихии - не вымысел. А воссозданная Айвазовским буря, которую тот пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Тогда он и экипаж чудом выжили, хотя пресса и писала о кончине художника. Произошедшее оставило неизгладимое впечатление, которое он выплеснул на полотно. Айвазовский не раз говорил, что пишет свои произведения по памяти: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».
Название картины тоже имеет глубинный смысл - живописец не раз слышал, что в бурю среди других яростных волн, порожденная буйством стихии, подымается еще одна — самая мощная, сокрушительная. И наносит роковой удар. Греки называли ее третьей волной, римляне - десятой. Моряки XIX века были уверены, что самая страшная - девятая. Ведь эта цифра символизирует максимум, пик развития событий.
Современники Айвазовского приняли картину на ура. Критики писали положительные отзывы, а к полотну выстраивались длинные очереди. Причем приходили посмотреть на нее несколько раз. Интересно, что именно Айвазовский стал первым, кто организовывал персональные выставки и в провинциальных городах. Художника знали и любили не только в узких кругах. Помимо больших работ, он писал этюды для открыток, на которых неизменно было море.
Известно, что юный Иван Шишкин, будущий пейзажист, провел перед полотном несколько часов, покоренный монументальностью работы. Картина поразила и коллекционера Павла Третьякова, желавшего приобрести «Девятый вал». Автору он писал: «Дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».
Но Третьякова опередил император Николай I - шедевр увезли в Эрмитаж, а после полотно перекочевало в Русский музей.
Кстати, уже после того как картина туда попала, она восемь раз выезжала на выставки. Отправляли ее даже в Японию.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев