ПРИСЯГОЙ НЕ ТОРГУЮ
4 января 1992 года по указанию президента Украины Леонида Кравчука моряки-черноморцы должны были принести присягу на верность Украине. Если бы это произошло, Россия лишилась бы Черноморского флота.
Командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов отказался это делать, собрал военный совет флота, который принял решение не присягать Украине.
По словам самого Касатонова, в 1991 году в состав Черноморской флота входили 8 крейсеров, 20 эсминцев и фрегатов, 38 корветов, 28 подводных лодок, 400 самолетов и вертолетов морской авиации.
Помимо Севастополя, базы флота находились также в Одессе, Измаиле, Николаеве, Очакове, Черноморском, Феодосии, Керчи, Новороссийске, Поти и Батуми.
«Покидая пост командующего, я жалел о том, что мы не сумели отстоять наши базы в Одессе и Измаиле. Ведь Черноморский флот базировался не только в Крыму», — сокрушался Касатонов спустя годы.
Касатонов тянул время, сохраняя флот под российским флагом, вплоть до Ялтинских соглашений (август 1992). На которых президенты Украины и РФ договорились не оставлять ЧФ полностью Украине, а разделить его между двумя странами в пропорциях — 16% Украине и 84% России.
Была вписана важнейшая веха в историю флота России и вписал ее, наперекор бездействию высшего командования, русский адмирал Игорь Владимирович Касатонов.
Спасибо, товарищ адмирал!
УГНАТЬ АВИАНОСЕЦ ЗА 60 СЕКУНД
В 1991 году российские моряки угнали из Крыма авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявила свои права Украина.
В ноябре 1991 года, командующий Черноморским флотом Игорь Владимирович Касатонов отдал приказ: Авианосцу "Адмирал Кузнецов" идти в Североморск.
В ноябре 1991 года крейсер проходил испытания под Феодосией. Тогда командир получил телеграмму за подписью Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного решения.
Офицеры недоумевали: зачем Украине с ее Черным морем океанский крейсер? И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к российскому Северному флоту?
Однако были среди офицеров и такие, кто не прочь был сменить российское северное море на теплое украинское Черное. Гнетущая неопределенность тяжелым туманом накрыла крейсер. Привыкшие подчиняться приказам военные люди ждали, какое решение примут политики и высшее командование.
Из Заполярья пришла телеграмма, что в Севастополь вылетел вице-адмирал Юрий Устименко - первый заместитель командующего Северным флотом. Офицеры с нетерпением ждали высокого гостя.
1 декабря около 21:00 адмирал Устименко поднялся на борт крейсера. Поздоровавшись с экипажем и распустив команду, Устименко приказал командиру корабля капитану I ранга Ярыгину срочно сниматься с якоря и идти в Северодвинск.
На замечание Ярыгина, что на 2/3 офицеров и мичманов находятся на берегу, последовал ответ «На поезде догонят». «А наши самолеты, оставшиеся на береговом аэродроме?» - «Сами долетят».
Неопределенность кончилась. Кто-то на самом верху принял решение крейсер Украине не отдавать. В 23:40, не зажигая ходовых огней, в кромешной мгле «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на Босфор.
Спасение авианосца, носящего имя адмирала СССР Николая Герасимовича Кузнецова, для российских моряков было делом чести. В проливе Босфор, через турецкую лоцманскую службу, американцами была предпринята попытка-задержать советский авианосец. Командир авианосца Ярыгин связался с капитаном танкера "Кузбасс уголь". Тот пропустил вперед себя, вне очереди, советский авианосец. Войдя в средиземное море, "Адмирал Кузнецов" взял курс в порт приписки Североморск.
У Гибралтара крейсер встретила американская авианосная группа.
Янки начали «давить на психику»: вертолеты и самолеты летали над кораблем, каждый раз имитируя боевую атаку, по курсу корабля кидали учебные бомбы. Не обращая внимания на эти маневры, «Адмирал Кузнецов» шел, не меняя курса, однако настроение у офицеров и матросов было пакостное: никто из офицеров и матросов не знал, все ли бомбы будут учебными и не станет ли очередной заход американского самолета боевым?
Настроение улучшилось, когда возле крейсера появился сторожевик «Задорный». Оправдывая свое имя, сторожевик сам начал пугать американцев своими маневрами.
Эстафету сопровождения российского корабля янки передали английскому фрегату, а тот норвежскому сторожевику. Более трех недель длился переход. В конце декабря «Адмирал Кузнецов» пришвартовался в Северодвинске.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4