Предназначение труб проясняется в связи с пятой печатью (см. Откровение 6:9–11). Ссылка на золотой жертвенник воскурения и на жертвенник всесожжения, равно как и на молитвы святых в Откровении 8:3, 4, проводит связь между трубами и сценой в Откровении 6:9, 10. В описании семи труб звучит ответ на молитвы святых, просивших о суде над своими преследователями. Таким образом, события, изображённые в описании труб, вероятно, обрушиваются на противников Божьего народа на протяжении всей христианской истории.
Темы: В этой теме и исследуемом отрывке представлены следующие темы.
l. Значение труб в Библии.
II. Время начала звучания труб.
III. Значение образов в описании первых шести труб.
IV. Связь «интерлюдии» с семью трубами.
V. Аллюзия на Даниил 12 в Откровении 10.
Практическое применение: Прочитав о трубах, поразмышляйте о том, как описание труб и пятой печати ободряет страдающих во имя Евангелия и открывает судьбу его противников.
ЧАСТЬ II. КОММЕНТАРИЙ.
Описание семи труб в книге Откровение (в частности, Откровение 8:2–9:21) — один из самых сложных для толкования отрывков Библии. Адвентистские исследования Писания до сих пор не пришли к единому мнению относительно его значения. Однако в этом отрывке присутствуют достаточно очевидные аспекты, и некоторые из них рассматриваются ниже.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:
I. Значение труб в Библии.
Греческие слова, обозначающие сами трубы и извлечение с их помощью, встречаются 144 раза в греческом переводе Ветхого Завета. Большинство из этих упоминаний (105 из 144) касаются либо подачи сигнала на войне, либо поклонения и молитвы, либо того и другого. Подробнее всего значение труб объясняется в Числах 10:8–10: «8 сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши; 9 и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших; 10 и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш». В древнем Израиле священники всегда должны были носить с собой трубы (см. Числа 10:8), даже на войне. Таким образом, существовал духовный смысл, который должны были усматривать израильтяне в подаче сигнала трубами. Трубный звук представлял собой молитву к Богу о вмешательстве в битву (см. Числа 10:9). Подобным образом, в храме и в дни поста трубный звук означал просьбу о Божьем духовном вмешательстве в жизнь Его народа (см. Числа 10:10). Следовательно, основное значение труб в Ветхом Завете — это основанная на завете молитва, призывающая Бога вспомнить о Своём народе.
Большинство упоминаний о трубах и о трубном звуке в Новом Завете приходится на восьмую и девятую главы книги Откровение. На первый взгляд основным значением семи труб в книге Откровение является подача сигнала на войне. Однако между трубами и пятой печатью (см. выше) подчёркивает, что и здесь тема молитвы преобладает. Трубы являются ответом на молитвы страдающих святых Богу «9 и когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»; «2 и я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. 3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. 6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откровение 6:9, 10; 8:2–6). Они заверяют их, что Бог видит их страдания и, хотя может показаться, что Он молчит, Он уже действует в истории против тех, кто преследует их (см. Откровение 6:10), а также: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откровение 8:13, см. пункт 1 в части «Практическое применение» ниже).
II. Время начала звучания труб.
Некоторые адвентистские комментаторы усматривают в повержении кадильницы (или огня) на землю «И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откровение 8:5) намёк на окончание времени испытания. Семь труб предсказывают события христианской истории, подводя к этому событию. Некоторые указания в тексте подтверждают данное толкование.
Во-первых, структура первой половины книги показывает, что видения берут начало в новозаветной эре и распространяются на события истории христианства. Во-вторых, что бы не означало повержение кадильницы (огня) в Откровении 8:5, период испытания определённо не заканчивается во время звучания шестой трубы. Ходатайство у жертвенника всё ещё происходит «Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом» (Откровение 9:13). Евангелие всё ещё проповедуется «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих»; «3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. 4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. 5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откровение 10:11; 11:3–6). То, что «интерлюдия» Откровение 10:1–11:13 следует включить в наше понимание шестой трубы, показано в теме 4 ниже. Наконец, провозглашение Евангелия и период испытания заканчиваются при звуке седьмой трубы «но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откровение 10:7). Следовательно, семь труб из книги Откровение должны охватывать весь ход истории от дней Иоанна до окончания периода испытания и последних событий.
III. Значение образов в описании первых шести труб.
1. В описании первой трубы используется ветхозаветный язык Божьих судов (град, огонь и кровь) «23 И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; 24 и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. 25 И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал; 26 только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исход 9:23–26); «16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. 17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; 18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. 19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. 20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (Исаия 10:16–20); «И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (Иезекииль 38:22), направленных против символов Божьего ветхозаветного народа (растительности и деревьев) «1Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Псалом 1:1–3); «возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Исаия 61:3); «16 Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. 17 Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу» (Иеремия 11:16, 17). На этом основании в теме выдвигается предположение, что первая труба представляет собой Божий суд над Иерусалимом, отвергшим Христа «37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матфея 23:37, 38); «28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! 30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! 31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Луки 23:28–31).
2. Описание второй трубы напоминает в общих чертах Божьих суды над Его противниками «19 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах. 20 И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, 21 и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исход 7:19–21), в частности, падение древнего Вавилона «24 И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. 25 Вот, Я — на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою... 41 Как взят Сесах, и завоевана слава всей земли! Как сделался Вавилон ужасом между народами! 42 Устремилось на Вавилон море; он покрыт множеством волн его» (Иеремия 51:24, 25, 41, 42). Поэтому в теме эта труба ассоциируется с падением Римской империи. (Ср. с очевидным указанием Петра на Рим как на «Вавилон» в 1-е Петра 5:13: «Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне»).
3. Символизм третьей трубы перекликается с метафорным описанием в Библии действий сатаны «12 как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. 13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». 15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. 16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, 17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» 18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; 19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп» (Исаия 14:12–19); «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Луки 10:18); «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12:9). Однако такие символы, как светильник, источники, реки и вода подразумевают духовную жизнь и рост «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Псалом 1:3); «7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; 8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (Псалом 83:7, 8); «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105); «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иеремия 2:13). Падение звёзд и отравление воды объединяют две идеи, указывая на искажения истины и рост отступничества. Таким образом, в теме эта труба ассоциируется с состоянием церкви в Средние века.
4. В описании четвёртой трубы источники света (солнце, луна и звёзды) затмеваются, символы истины частично тускнеют. Это может означать рост отступничества в церкви «21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. 22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; 23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исход 10:21–23); «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов 38:2); «И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел» (Исаия 8:22); «4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоанна 1:4–11); «18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоанна 3:18–21).
5. В описании пятой трубы мы видим, что частичное затмение, произошедшее при звуке четвёртой трубы, становится всеобщим и всемирным «1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. 2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя» (Откровение 9:1, 2). Это символизирует триумф религиозного отступничества и секуляризма в современном веке. Окончательно упустив из виду Бога и истину, греховное человечество идёт на поводу разрушительных страстей и обрекает себя на сатанинские муки «3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. 5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. 7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; 8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. 9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. 11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откровение 9:3–11); «17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Луки 10:17–20). Спасение может найти только в истинных отношениях с Богом «И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откровение 9:4); «13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его» (Ефесянам 1:13, 14).
6. Тогда как в описании первых пяти печатей мы встречаем много аллюзий на Древний Египет, шестая печать особенно перекликается с библейскими рассказами о древнем Вавилоне. Мы видим упоминание о вавилонской реке «говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате» (Откровение 9:14), вавилонском идолопоклонстве «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откровение 9:20); «4 Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных... 23 но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (Даниил 5:4, 23) и падение Вавилона «И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откровение 9:21); «9 Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. 10 Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня». 11 И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. 12 Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь» (Исаия 47:9–12). Налицо также параллели с шестой чашей (Евфрат, язык войны, демонический образ) «12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. 13 И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: 14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. 15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откровение 16:12–16). Таким образом, шестая труба описывает противостояние Богу, похожее на то, которое будет исходить от Вавилона последнего времени «4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откровение 17:4, 5).
IV. Связь «интерлюдии» с семью трубами.
В описании труб внимание сосредоточено на нечестивых «4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих... 20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откровение 9:4, 20, 21), но в «интерлюдии» (см. Откровение 10:1–11:13) делается акцент на Божьем народе. Однако эта «интерлюдия» не отделена от труб; она является частью шестой трубы. В Откровении 8:13: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» мы видим три горя, которые постигнут живущих на земле. Первое горе — звук пятой трубы «Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя» (Откровение 9:12). Далее следует звук шестой трубы в качестве второго горя, однако оно продолжается до Откровения 11:14: «Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе». Таким образом большая часть глав 10 и 11 описывает период шестой трубы. Тогда как злые силы собираются для последней атаки во время шестой трубы «Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его» (Откровение 9:16), праведные силы собираются для противостояния им «Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откровение 7:4); «1 И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, 2 в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, 3 и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. 4 И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. 5 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу 6 и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; 7 но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. 8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. 9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. 10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. 11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих». «1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. 4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. 5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. 11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (Откровение 10:1–11:13).
V. Аллюзия на Даниил 12 в Откровении 10.
Одна из самых очевидных аллюзий на Ветхий Завет во всей книге Откровение находится в «5 И Ангел, , которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу 6и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откровение 10:5, 6). В Откровении 10:5, 6 и Даниил 12:7: «И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится» используются восемь общих слов. В обоих отрывках небесные персонажи стоят либо на водах, либо над водами. В обоих случаях эти персонажи поднимают руку к небу и клянутся Живущим во веки веков. Связь между фразами «время, времена и полувремя» в Данииле 12:7 и «времени уже не будет» в Откровении 10:6 указывает на то, что ангел из 10-й главы книги Откровение провозглашает окончательное исполнение временных пророчеств Даниила в контексте шестой трубы (приготовление к последним событиям, см. тему IV выше).
Часть III. Практическое применение.
Сам по себе материал, касающийся семи труб, труден для извлечения практических уроков. Поэтому мы можем ориентироваться на следующие вопросы:
1. Каким образом связь между вступлением к описанию труб «3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откровение 8:3–5 и описанием пятой печати «9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? 11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откровение 6:9–11) вдохновляет страдающих ради Евангелия сегодня? А вопль мучеников, требующих суда в сцене пятой печати, даётся ответ в семи трубах. Весть труб означает, что Бог видит страдания Своих детей и реагирует на несправедливость не только в конце времени, но и на протяжении всей истории. Подобно Иову, мы не всегда можем понять действия Бога, но у нас есть основание доверять Ему даже в самые трудные времена.
2. Суды первых двух труб обрушиваются на те силы, которые объединились, чтобы распять Иисуса (религиозные власти Иерусалима под руководством Каиафы и римская гражданская власть под управлением Пилата). Что этот факт говорит нам о противостоянии Евангелию? Противостояние Евангелию происходит, как правило, в двух различных плоскостях: внутри церкви и извне. Иисус был распят, когда израильские вожди (внутренняя сила) объединились с Римом (внешней силой). Самое большое противостояние зачастую исходит от тех, кто исповедует ту же самую веру, однако в действительности оказывается волком в овечьей шкуре.
Похожая ситуация наблюдается в притче о блудном сыне «11 Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Луки 15:11–32). В конечном итоге оставшийся в доме сын отверг отца. Производя впечатление верного сына, он руководствовался сугубо корыстными мотивами.
Нет комментариев