Книга отражает исторические события эпохи коллективизации в Бурятии в Кяхтинском (Троицкосавском) районе на примере Тамирской волости. События эпохи коллективизации в Кяхтинском районе не отражены в литературных и исторических документах. Работа охватывает хронологические рамки с 1917 по 50-е годы XX века. Желание раскрыть белые пятна этой эпохи и послужило основой этой книги. Современное разрушение сельского хозяйства Республики Бурятия и таких процветающих когда-то сёл: Тамир, Шазага, Убур-Киреть и многих других деревень Кяхтинского района напрямую связано с теми далёкими событиями. Пытаясь понять, почему это произошло в те далекие времена и как это отразилось на сельском укладе в наше время, я пришла к выводу, что предпосылки разрушения начали происходить после революции 1917 года.
Была проделана целенаправленная, кропотливая работа по сбору материалов, в книгу включены воспоминания, рассказы очевидцев тех событий, исторические фотографии начала XX века из семейного архив...ЕщёКнига отражает исторические события эпохи коллективизации в Бурятии в Кяхтинском (Троицкосавском) районе на примере Тамирской волости. События эпохи коллективизации в Кяхтинском районе не отражены в литературных и исторических документах. Работа охватывает хронологические рамки с 1917 по 50-е годы XX века. Желание раскрыть белые пятна этой эпохи и послужило основой этой книги. Современное разрушение сельского хозяйства Республики Бурятия и таких процветающих когда-то сёл: Тамир, Шазага, Убур-Киреть и многих других деревень Кяхтинского района напрямую связано с теми далёкими событиями. Пытаясь понять, почему это произошло в те далекие времена и как это отразилось на сельском укладе в наше время, я пришла к выводу, что предпосылки разрушения начали происходить после революции 1917 года.
Была проделана целенаправленная, кропотливая работа по сбору материалов, в книгу включены воспоминания, рассказы очевидцев тех событий, исторические фотографии начала XX века из семейного архива Кривогорницыных и Коноваловых. Сбор материала заключался в исследовании архивных документов, интервьюировании респондентов. Были проанализированы многие исторические документы по истории партизанского движения в Бурятии разных авторов. Были опрошены десятки людей, переживших коллективизацию в Кяхтинском районе, и имеются записанные свидетельства очевидцев гражданской войны в Бурятии, и о том, как происходил переворот 1917 г. Я попыталась ответить на конкретные вопросы по нужности и необходимости коллективизации и её последствий, требующие ответа и сегодня.
Эпоха раскулачивания и создания колхозов в Кяхтинском районе – белое пятно в истории Бурятии. Факты из жизни крестьян Тамирской волости заслуживают внимания.
Моим читателям предлагаю подумать о нравственных качествах характеров крестьян, о их несгибаемой воле, о их жизнеспособности. Несмотря на тяжелейшие жизненные обстоятельства, созданные коллективизацией и конкретными людьми, занимающими руководящие должности, они не растеряли жизненного оптимизма. В эпоху финансовых потрясений нужно обращаться к историческому прошлому нашей Родины, чтобы найти духовный стимул для выживания.
Анна Коновалова Желаю продуманного прочтения, не могу написать приятного...
Преамбула
В истории Бурятии есть не раскрытые белые пятна. 30-е годы ХХ века стали пиком политических репрессий. Прошлое не забывается, да и как забудется, если острыми осколками сидит в сердцах потомков и до сих пор отзывается болью за разрушенные семьи, за жизни ни за что замученных сибиряков, веками осваивающих суровый край. Конкретные ужасающие цифры и факты, отдельные судьбы трудолюбивых людей, сгинувших в застенках тюрем, натыканных новой властью во всех концах необъятной Сибири. Несколько сел одного Кяхтинского района пережили целые семейные драмы - мы должны знать и говорить об этом в назидание современным новоришам, творящим бесчестные дела в наше время.
Да, человеческая судьба зависит от политического уклада в стране. Любой, дорвавшийся до власти подонок, будет всеми силами стремиться заработать расположение вышестоящих руководителей и за копейку не пожалеет и загубит любого. В чем истоки благополучия общества? В мнимом навязанном ду...ЕщёПреамбула
В истории Бурятии есть не раскрытые белые пятна. 30-е годы ХХ века стали пиком политических репрессий. Прошлое не забывается, да и как забудется, если острыми осколками сидит в сердцах потомков и до сих пор отзывается болью за разрушенные семьи, за жизни ни за что замученных сибиряков, веками осваивающих суровый край. Конкретные ужасающие цифры и факты, отдельные судьбы трудолюбивых людей, сгинувших в застенках тюрем, натыканных новой властью во всех концах необъятной Сибири. Несколько сел одного Кяхтинского района пережили целые семейные драмы - мы должны знать и говорить об этом в назидание современным новоришам, творящим бесчестные дела в наше время.
Да, человеческая судьба зависит от политического уклада в стране. Любой, дорвавшийся до власти подонок, будет всеми силами стремиться заработать расположение вышестоящих руководителей и за копейку не пожалеет и загубит любого. В чем истоки благополучия общества? В мнимом навязанном духовном пробуждении, когда и сегодня, продажные за должность и деньги лезут из всех щелей, не боясь оболгать, обокрасть тех, кто существует и пытается выжить сегодня. А я пишу о временах прошедших, о сплошной коллективизации, и думаю, кто задумал это благо по уничтожению жизненного уклада крестьян? Это особенный для нашего непростого времени вопрос. Нынешняя власть вряд ли сможет отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, так как её представители не имеют понятия о добре и зле.
Я не ставила целей опорочить чьи – то имена, чтобы отомстить потомкам, нет, я попыталась проследить, как репрессии отразились на судьбах граждан того времени до коллективизации и после. Тема коллективизации интересовала меня давно и заставила задуматься над многими фактами. Почему всё сложилось именно таким образом? Почему всё так взаимосвязано, почему те события, свершившиеся сто лет назад, возвращаются по кругу в наши дни?
Революция
В 1917 году в России свершилась социалистическая революция, которую впоследствии назвали переворотом. С первых дней существования Советского государства начались коренные преобразования в экономической и культурной жизни страны, в том числе и в сельском хозяйстве. До революции 1917 года в Забайкалье существовали только единоличные крестьянские хозяйства. основанные на общинном управлении. В 1927 году страной был взят курс на коллективизацию - объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные сельскохозяйственные коллективы. В первые годы существования советской власти коллективизация проходила постепенно, крестьяне добровольно создавали разнообразные формы коллективных крестьянских хозяйств ( товарищества по обработки земли (ТОЗ), артели, коммуны). Артель объединяла средства производства – землю, скот, сельхозмашины и позволяла своим членам развивать свое приу...ЕщёРеволюция
В 1917 году в России свершилась социалистическая революция, которую впоследствии назвали переворотом. С первых дней существования Советского государства начались коренные преобразования в экономической и культурной жизни страны, в том числе и в сельском хозяйстве. До революции 1917 года в Забайкалье существовали только единоличные крестьянские хозяйства. основанные на общинном управлении. В 1927 году страной был взят курс на коллективизацию - объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные сельскохозяйственные коллективы. В первые годы существования советской власти коллективизация проходила постепенно, крестьяне добровольно создавали разнообразные формы коллективных крестьянских хозяйств ( товарищества по обработки земли (ТОЗ), артели, коммуны). Артель объединяла средства производства – землю, скот, сельхозмашины и позволяла своим членам развивать свое приусадебное хозяйство. В ТОЗах – крестьяне только помогали друг другу обрабатывать землю. Коммуны не пользовались популярностью у крестьян, так как в коммуне все было общим, в том числе и личные подворья. Именно поэтому в Кяхтинском районе коммуны вскоре перестали существовать. Надо было учитывать психологию крестьянина-единоличника, дать ему время убедиться в преимуществах коллективных хозяйств. 1929 год в Бурятии был годом начала сплошной коллективизации. Сибирский крайком ВКП (б) принимает постановление «О темпах коллективизации Сибири», где поставил задачу к 1 октября 1933 г. завершить коллективизацию в БМАССР. С этого времени исполнение постановления стало неоспоримым. В 1929 году началась «сплошная коллективизация», то есть принцип добровольности был нарушен.
Тех, кто не хотел вступать в колхозы, подвергли репрессиям: лишали избирательных прав, раскулачивали. Раскулачивание влекло за собой конфискацию имущества, аресты или принудительное переселение в отдаленные районы Севера. Из Тамирской волости Кяхтинского района крестьян высылали в Красноярский край, в отдаленные северные районы Бурятии.
Репрессивная политика в Кяхтинском районе без каких-либо законных оснований проводилась в СССР до начала 50-х годов ХХ столетия.
Период «большого террора» имел страшные последствия для многих семей Кяхтинского района. Репрессии в 30-е годы стали нормой жизни в селах. Многие семьи времени потеряли дорогих и близких людей, лишились прав и свобод.
Эти события уничтожили сотни высокорентабельных крестьянских хозяйств Кяхтинского района, а их владельцы были арестованы и посажены в тюрьмы, высланы, в лучшем случае стали батраками государства в кулацких спецпоселках. Противопоставить произволу и беззаконию властей было нечего. Применялась и военная сила для подавления малейшего законного требования остановить произвол. Репрессии велись по приказу Центра местными чиновниками, в то время их называли уполномоченные, были направлены против лиц, отдельных категорий и групп граждан, которые могли представлять некоторую угрозу для Сталина или его ...Ещё Репрессивная политика в Кяхтинском районе без каких-либо законных оснований проводилась в СССР до начала 50-х годов ХХ столетия.
Период «большого террора» имел страшные последствия для многих семей Кяхтинского района. Репрессии в 30-е годы стали нормой жизни в селах. Многие семьи времени потеряли дорогих и близких людей, лишились прав и свобод.
Эти события уничтожили сотни высокорентабельных крестьянских хозяйств Кяхтинского района, а их владельцы были арестованы и посажены в тюрьмы, высланы, в лучшем случае стали батраками государства в кулацких спецпоселках. Противопоставить произволу и беззаконию властей было нечего. Применялась и военная сила для подавления малейшего законного требования остановить произвол. Репрессии велись по приказу Центра местными чиновниками, в то время их называли уполномоченные, были направлены против лиц, отдельных категорий и групп граждан, которые могли представлять некоторую угрозу для Сталина или его строя. Террор – это раскулачивание или истребление сельского крестьянского уклада стал важным условием подготовки страны к новому государственному строю. С помощью террора большевики решали сложные политические, экономические, социальные, национальные, культурные и иные проблемы.
В начале 1930-х гг. советскому руководству удалось отнять у жителей Кяхтинского района их собственность, ликвидировать церковь и ограничить религиозную жизнь, сделав её фактически нелегальной. Часть людей стала разделять новые «социалистические» ценности. Все эти события послужили шагом к уничтожению их национальной самобытности, через последующую ликвидацию крестьян как класса, что мы наблюдаем сейчас в Кяхтинском районе.
В селе Тамир до коллективизации было пять мельниц, две церкви, магазин, церковно-приходская школа, почта, фельдшерский пункт, волостное управление. Жизнь крестьян почти не отличалась от той, что была до октябрьской революции 1917 года. Революция отразилась на крестьянском быте тем, что государственную землю стали давать по едокам, а не на мальчиков, как до революции. Крестьяне получили возможность распахивать земли в местностях Перешеек, Анготый принадлежавших ранее бурятским родам. Бурятское население при распределении земель после 1917 года для пахотных нужд проявляло крайнее негодование. Бурятские села Подхаян, Анготый, Энхе-Тала, лишившись части пастбищных земель, перешедших в разряд пахотных, поддержали казаков под руководством атамана Семенова и барона Унгерна. Русских хлебопашцев вылавливали на полевых станах и пороли плетьми при поддержке казаков из Большой Кудары. В Большой Кударе казаки убили Якимова, жителя села Малая Кудара за то, что он приехал отнимать землю у ...Ещё В селе Тамир до коллективизации было пять мельниц, две церкви, магазин, церковно-приходская школа, почта, фельдшерский пункт, волостное управление. Жизнь крестьян почти не отличалась от той, что была до октябрьской революции 1917 года. Революция отразилась на крестьянском быте тем, что государственную землю стали давать по едокам, а не на мальчиков, как до революции. Крестьяне получили возможность распахивать земли в местностях Перешеек, Анготый принадлежавших ранее бурятским родам. Бурятское население при распределении земель после 1917 года для пахотных нужд проявляло крайнее негодование. Бурятские села Подхаян, Анготый, Энхе-Тала, лишившись части пастбищных земель, перешедших в разряд пахотных, поддержали казаков под руководством атамана Семенова и барона Унгерна. Русских хлебопашцев вылавливали на полевых станах и пороли плетьми при поддержке казаков из Большой Кудары. В Большой Кударе казаки убили Якимова, жителя села Малая Кудара за то, что он приехал отнимать землю у казачьих семей и бурят. Крестьяне сел Тамир, Убур-Киреть, Шазага, Унгуркуй объединившись, выступили партизанским отрядом. Житель села Убур-Киреть Кривогорницын Иван Николаевич привел отряд в количестве из 300 человек из села Окино-Ключи, чтобы успокоить казаков из Большой Кудары. Казаки увидев большое количество крестьян, не стали протестовать. Земля была поделена по едокам. Военных действий в окрестностях села Большая Кудара не происходило. Были отдельные вооруженные стычки. Великая Революция 1917 года прошла для Тамирской волости незамеченной. Жизненный уклад остался прежним. Между местным населением не было больших вооруженных конфликтов. В скором времени бурятские роды стали сдавать свои земли в аренду, полученные также на едоков русским хлебопашцам. Русские крестьянские хозяйства сеяли пшеницу на полях, рассчитываясь с бурятскими семьями хлебом. Сами буряты не пахали и не сеяли, только помогали русским молотить пшеницу. Также было заведено, что русские семьи, имея друзей среди бурят, отдавали скот в пастьбу на лето, русские женщины стряпали хлеб для бурятских семей. В бурятских селениях не было в домах, называемых юртами, русских печей. Буряты были превосходными кузнецами, шорничали (шили седла, конскую сбрую), женщины шили на заказ тулупы и шубы. Товарообмен присутствовал всегда. Связи между семьями, селениями, были довольно тесными и дружескими. Девушки и парни из русских сел жили летом на заимках рядом с бурятскими селениями. Из села Тамир летние стоянки находились в 20 км. в местности Баин -Улан. Девушки доили коров, парни пасли скот. С бурятскими семьями в бытовых вопросах была взаимопомощь, на все летние заимки был один сепаратор, который принадлежал бурятке, статной женщине, которая жила там постоянно, по рассказам, у нее кроме своей родной дочери была приемная девочка монголка. В те далекие годы быт крестьян был налаженным и благополучным. Жили единоличным хозяйством, сеяли хлеб, обрабатывали свои поля. У каждой крестьянской семьи были еще пахотные участки в лесу. Под эти поля выкорчевывали лес. Урожаи были хорошие. Крестьяне соблюдали севооборот и удобряли поля. В горах были каменоломни, где крестьяне изготавливали жернова для водяных мельниц.
Из воспоминаний очевидцев
В селе Кудара-Сомон жил мой отец, Кривогорницын Виктор Иванович (1927-2010). Он родился в селе Убур-Киреть Троицкосавского уезда в 1927 г., 12 марта. По его воспоминаниям село Убур-Киреть было в те времена процветающим. Для примера: в 1927 году в селе Убур-Киреть родилось его ровесников 25 мальчиков и 27 девочек. В 2008 г. в школе Убур-Киреть было 32 ребенка с 1 по 9 класс. Сейчас начальную школу закрывают, детей нет…
Семья Кривогорницыных до коллективизации полностью обеспечивала себя продуктами питания.
Из воспоминаний Кривогорницына В. И.
«Мы сеяли рожь - 80 соток, овес соток 20-25, гречиху и просо на косогорах в горах по 10 соток, ячмень – 10-15 соток, картофель выращивали дома в огороде на 20 сотках. Овощи: свеклу, морковь, горох, капусту, брюкву, огурцы, лук и чеснок высаживали на 5 сотках. Сеяли также коноплю на веревки и на масло на 5 сотках. У нас было 2 – 3 дойных коровы и молодняка 5, 6 голов. ...Ещё Из воспоминаний очевидцев
В селе Кудара-Сомон жил мой отец, Кривогорницын Виктор Иванович (1927-2010). Он родился в селе Убур-Киреть Троицкосавского уезда в 1927 г., 12 марта. По его воспоминаниям село Убур-Киреть было в те времена процветающим. Для примера: в 1927 году в селе Убур-Киреть родилось его ровесников 25 мальчиков и 27 девочек. В 2008 г. в школе Убур-Киреть было 32 ребенка с 1 по 9 класс. Сейчас начальную школу закрывают, детей нет…
Семья Кривогорницыных до коллективизации полностью обеспечивала себя продуктами питания.
Из воспоминаний Кривогорницына В. И.
«Мы сеяли рожь - 80 соток, овес соток 20-25, гречиху и просо на косогорах в горах по 10 соток, ячмень – 10-15 соток, картофель выращивали дома в огороде на 20 сотках. Овощи: свеклу, морковь, горох, капусту, брюкву, огурцы, лук и чеснок высаживали на 5 сотках. Сеяли также коноплю на веревки и на масло на 5 сотках. У нас было 2 – 3 дойных коровы и молодняка 5, 6 голов. Коней держали 3-х или 4-х, баран было 10, свиней по 3 – 4, куриц – 15, 20. Кроме уличного дома было зимовьё, стайки, баня, колодец, своя мельница, кузница, веялка и прочий сельхоз-инвентарь. В семье работал отец, Кривогорницын Иван Николаевич, молотить и жать выходили все, нанимали временных сезонных рабочих по договору. Отец охотился, воевал 4 года на германской войне в кавалерии. Физически был крепким, выносливым, играл на музыкальных инструментах. В нашей семье сохранились фотографии тех лет. Прирост населения до 30-х годов был 50 человек в год. Убур-Киреть была большой деревней, больше 200 дворов. Семьи были многодетными, по 10 детей.
У братьев Кривогорницыных было детей помногу. У Кривогорницына Василия Николаевича было 6 детей, у Кривогорницына Андрияна Николаевича – 14 детей, у нас в семье было 6 детей, у Кривогорницына Александра Николаевича был один сын. Все были обуты, накормлены. В Убур-Кирети до революции 1917 года была церковно-приходская школа. После 1917 года школа стала 4-х летней, примерно в начале 20-х годов. Приехали учителя: Челондаев Василий Степанович, Мария Семеновна Хомуева из Кяхты, ее мужем был Елисей Данилович, из Москвы приехала Оболенская Мария Николаевна, она вышла замуж за Кривогорницына Якова Ивановича. По деревне было 6 мельниц водяных и 3 конных. Также водяная мельница киретская была в Ивановке. Избы были большие, крепкие, крытые тесом. Братья Кривогорницыны как и другие мужики ездили охотиться в Монголию. В начале 20 века в семье Кривогорницыных был фотоаппарат, скрипка, гармонь, конная молотилка, ткацкие станки, веялка, ручная соломорезка.
Питались просто, но сытно. Ели хлеб в основном ржаной, по праздникам женщины пекли пшеничный хлеб и всевозможную выпечку. Мясо за счет домашних животных и охоты было круглый год. Овощи заправляли конопляным или кедровым маслом. Ежедневные блюда были щи, пельмени, картошка с салом, все молочные продукты. Питание то же, что и сейчас в деревенской семье. Покупали в лавке у китайца сахар, чай, ткани. Мед покупали или обменивали у своих же, киретских.
Женщины по праздникам надевали кашемировые шали, нарядные сарафаны, шубы с лисьими и беличьими воротниками. Обувь была – кожаные сапоги, у женщин высокие ботинки со шнурками или тоже сапоги. В повседневной жизни носили ичиги, чарки, унты. Старые женщины носили бурки и вязали крипотки. На голове мальчики и мужчины носили картузы, зимой шапки, для работы суконные самотканые зипуны. Мужчины надевали шелковые рубахи-косоворотки, гарусные (тканые) пояса.
Крестьяне жили трудом. Завели канаву на моченку. Стали сеять пшеницу. Также продолжали жить единоличным хозяйством. Так продолжалось с 20 по 30 год. Колхозы возникали с 29 по 31 год. 10 лет пользовались землей.
Сплошная коллективизация - всей деревней в колхоз
Мы с болью и трепетом думаем о том, как жилось людям в этот период. Погоня за высокими процентами в раскулачивании не обошла и Кяхтинский аймак. Общие собрания жителей проводились при участии приезжих уполномоченных из райкома партии. Тамирский сельский совет объединял три деревни: Тамир, Шазагу, Убур-Киреть. По рассказам очевидцев, собрания проходили бурно. В колхоз шли охотно так называемые бедняки, не имеющие собственного скота и пахотных земель. Крепкие крестьянские хозяйства не желали расставаться со скотом, сельскохозяйственными орудиями труда. Под угрозами ссылки, конфискацией всего имущества крестьяне шли в колхозы.
Первая волна собрать крестьян в коммуну закончилась неудачей. Коммуна распалась по причине нежелания работать, сеять хлеб. В колхозы начали записываться вначале добровольно. Некоторые шли радостно, это были лодыри и пьяницы. Им туда вносить было особо нечего. Многие жители Убур-Кирети не хотели вст...ЕщёСплошная коллективизация - всей деревней в колхоз
Мы с болью и трепетом думаем о том, как жилось людям в этот период. Погоня за высокими процентами в раскулачивании не обошла и Кяхтинский аймак. Общие собрания жителей проводились при участии приезжих уполномоченных из райкома партии. Тамирский сельский совет объединял три деревни: Тамир, Шазагу, Убур-Киреть. По рассказам очевидцев, собрания проходили бурно. В колхоз шли охотно так называемые бедняки, не имеющие собственного скота и пахотных земель. Крепкие крестьянские хозяйства не желали расставаться со скотом, сельскохозяйственными орудиями труда. Под угрозами ссылки, конфискацией всего имущества крестьяне шли в колхозы.
Первая волна собрать крестьян в коммуну закончилась неудачей. Коммуна распалась по причине нежелания работать, сеять хлеб. В колхозы начали записываться вначале добровольно. Некоторые шли радостно, это были лодыри и пьяницы. Им туда вносить было особо нечего. Многие жители Убур-Кирети не хотели вступать. Приезжали из Кяхты коммунисты, представители власти, организовали колхоз «Путь Октября».»
В селе Тамир Кяхтинского аймака общие собрания проводили вооруженные наганами и шашками уполномоченные из Кяхты. Тех крестьян, кто не желал вступать в колхозы, и открыто говорил об этом на общих собраниях, сразу брали на заметку. Беднота, а точнее деревенские люмпены, охотно помогали уполномоченным. Скот сгонялся на общий двор, наспех загороженный в местности Звонкая. Некоторые крестьянские семьи пытались объединяться в небольшие кооперативы, но такие совместные хозяйства вскоре под напором рухнули. Наибольшее участие в селе Тамир при устройстве колхоза принимали Якутов Борис, впоследствии переехавший на жительство в село Убур-Киреть.
В народе про Якутова сложили частушку:
Как за речкой, за рекой,
Унгерн показался,
А Бориска Якутов
Под пошевни забрался.
Появился и председатель сельского совета Громов Иннокентий Иннокентьевич, приехавший в село Тамир по направлению райкома партии из Кяхты. Громов И.И. работал председателем сельского совета в 1930-1935 годах. Впоследствии переехал в село Турка. Говорили про него, когда прошли эти дикие времена: «людоедствовал, столько людей сьел»…
В селе Тамир была создана ферма, крестьянам сразу же запретили держать в домашнем хозяйстве лошадей. Была создана овцеводческая отара. Крестьянской семье было положено иметь только трех голов крупного рогатого скота – корову, теленка и бычка или телочку. При больших крестьянских семьях этого было недостаточно. Сразу появилась потребность в молоке для малолетних детей. Коней на нужды крестьянских семей перестали давать, и дрова приходилось привозить из леса на себе. Занимались этим в основном дети, с самодельными деревянными санками каждый день ходили в лес, собирали валежник. Скот, ставший общим, то есть колхозным, вскоре стал падать. Падеж начался из-за плохого ухода тех людей, которые ратовали за вступление в колхозы.
Эх, масленица, кто нас покатает,
У тамирских ребят кони пропадают.
Когда Ленин помирал, Сталину наказывал,
Рабочим хлеба не давай, сала не показывай.
Революцию 1917 года восприняли неоднозначно. Кому за 50, было все равно, это было далеко в России. Положительно – дали землю на едока, на женщин, до революции был мужской пай. Дали землю ниже Кирети, землю отобрали у бурят. У них было земли много на душу населения. Приезжали казаки из Большой Кудары пороть крестьян, в этом карательном отряде был Николай Гермогенович Бородин, потом он стал первым председателем колхоза в Убур-Кирети, отбирал в коллективизацию хлеб. Про себя говорил: «меня не возьмет никакая власть», думал, свои не посадят. 10 лет дали свои же.
Приехали красноармейцы из Кяхты, собрали из крестьян отряд, чтобы не пустить белых. Собирали из окрестных сел. В Кирети много однофамильцев. Кривогорницына Ивана Семеновича, 1885 г. р., отправили в дозор с небольшой группой людей стоять возле Чикойского завода. Семеновцы шли из Кяхты посмотреть, поддержит ли их кто-нибудь в деревнях. Кривогорницын И. С. их всех пропустил, они его напоили водкой. Но в Убур-Киреть о...ЕщёПартизаны
Революцию 1917 года восприняли неоднозначно. Кому за 50, было все равно, это было далеко в России. Положительно – дали землю на едока, на женщин, до революции был мужской пай. Дали землю ниже Кирети, землю отобрали у бурят. У них было земли много на душу населения. Приезжали казаки из Большой Кудары пороть крестьян, в этом карательном отряде был Николай Гермогенович Бородин, потом он стал первым председателем колхоза в Убур-Кирети, отбирал в коллективизацию хлеб. Про себя говорил: «меня не возьмет никакая власть», думал, свои не посадят. 10 лет дали свои же.
Приехали красноармейцы из Кяхты, собрали из крестьян отряд, чтобы не пустить белых. Собирали из окрестных сел. В Кирети много однофамильцев. Кривогорницына Ивана Семеновича, 1885 г. р., отправили в дозор с небольшой группой людей стоять возле Чикойского завода. Семеновцы шли из Кяхты посмотреть, поддержит ли их кто-нибудь в деревнях. Кривогорницын И. С. их всех пропустил, они его напоили водкой. Но в Убур-Киреть они не пришли. Ушли в Монголию. Стояли напротив Большой Кудары через Чикой. Кузьмин Николай из села Шазага смотрел на них в бинокль. Они в него выстрелили. Он был единственной жертвой революции. Якимов – командир партизан из Малой Кудары был убит казаками в Большой Кударе за то, что он у них отнимал землю. Партизаны закатили на гору Могой пушку, к пушке был один снаряд, и выстрелили. Куда стреляли было не понятно. Потом снова собрали крестьян по деревням и повезли на телегах в Монголию, добивать Семенова. Семенов ушел дальше в Китай. Крестьяне в Монголии мородерствовали, некоторые не могли брать чужого и приехали еле живые от голода. Граница до 30 года была открыта. Зарабатывать ходили в Маймачен. Пограничники ловили крестьян на границе и расстреливали. Осудили за переход границы Павла Кривогорницына, единственного сына Александра Николаевича в 1927 году. Угнали на Север. Он погиб на финской войне. Расстреляли на границе Коновалова Федора Федоровича, 1907 г. р., в 1927 году.
Кривогорницын Иван Николаевич – потомственный сибиряк, крестьянин села Убур-Киреть родился в 1993 г., воевал на 1 мировой войне в кавалерии. Во время боевых действий Иван Николаевич все время находился рядом со своим другом Коробенковым из Окино-Ключей. Во время атаки они врубались в ряды неприятеля с шашками и рубли врага один с правой руки, другой с левой. Коробенков был левша. Оба пришли с I Мировой живые без ранений. О дальнейшей жизни Коробенкова ничего не известно. Стремена Ивана Николаевича до сих пор хранятся в нашей семье, их нам передал его сын Адольф Иванович.
Как и многие мужчины из Убур-Кирети Иван Николаевич пахал землю, сеял, растил шестерых детей. Когда унгеровцы стояли за Чикоем напротив большой Кудары, Иван Николаевич привел отряд из 300 человек из Окино-Ключей, унгеровцы так и не вошли в Большую Кудару. Но когда началась коллективизация, сразу
...Ещё
Кривогорницын Иван Николаевич
Кривогорницын Иван Николаевич – потомственный сибиряк, крестьянин села Убур-Киреть родился в 1993 г., воевал на 1 мировой войне в кавалерии. Во время боевых действий Иван Николаевич все время находился рядом со своим другом Коробенковым из Окино-Ключей. Во время атаки они врубались в ряды неприятеля с шашками и рубли врага один с правой руки, другой с левой. Коробенков был левша. Оба пришли с I Мировой живые без ранений. О дальнейшей жизни Коробенкова ничего не известно. Стремена Ивана Николаевича до сих пор хранятся в нашей семье, их нам передал его сын Адольф Иванович.
Как и многие мужчины из Убур-Кирети Иван Николаевич пахал землю, сеял, растил шестерых детей. Когда унгеровцы стояли за Чикоем напротив большой Кудары, Иван Николаевич привел отряд из 300 человек из Окино-Ключей, унгеровцы так и не вошли в Большую Кудару. Но когда началась коллективизация, сразу нашлись люди, которые готовы были выполнить любую директиву по раскулачиванию своих земляков. Иван Николаевич пытался организовать коммуну, но увидев тех, кто рвался к власти и грабил своих односельчан, выступил на собрании и сразу же, его взяли в разработку. Из школы исключили Ирину, которая училась в 3 классе. Ирина им была не нужна, они хотели спровоцировать отца, пришла разнарядка на раскулачивание и выселение крестьян. Разнарядку надо было выполнить за счет высылки самых крепких крестьянских хозяйств. Братья Кривогорницыны были труженики, жили в достатке, у всех были добротные дома и постройки. Мой отец Кривогорницын Виктор Иванович помнил, как убирали снег в ограде конем, к коню цепляли специальные снегоуборочные доски «пихло» и выгребали снег в огород. Еще из оставшихся детских воспоминаний Виктора Ивановича, как отец его подбрасывал к потолку и как нес его по переулку в клуб смотреть кино. Дети были сытые, ухоженные, одеты по времени года.
«В 1930 году при организации колхоза выгребли весь хлеб, и все продовольствие из дома вынесли. Землю отняли, скота вывели со двора. Семья начала голодать сразу. Кривогорницын И. Н. выступил на собрании о бесчинствах власти и его сразу за это посадили в тюрьму в Кяхте, в одну камеру с конокрадами из села Унгуркуй, где они его сильно избили. Наутро конокрадов расстреляли, а Ивана Николаевича отпустили. Когда он пришел домой, то сказал: «Больше в советскую тюрьму не дамся». Семью стали запугивать, угрожать. Жена Ивана Николаевича была в это время беременна младшей дочерью Марией. Когда за ним пришли во второй раз, он вышел на улицу и убежал в лес. Жил в лесу в местности Сандинтуй, в охотничьей избушке с товарищем Максимовым Петром Корнеевичем. Большекударинские пограничники насобирав отряд из киретских мужиков устроили погоню за Иваном Николаевичем. Они окружили избушку в лесу и стали стрелять в трубу. Максимов вышел, и был убит на месте. Иван Николаевич выбросил в дверь полушубок и увидел, откуда стреляют, и стал стрелять туда.
Пограничники упали на землю, он вышел и ушел мимо них, но они пошли следом. Тогда он отпечатал на снегу ружье и пошел по кругу. Киретские мужики, увидев это, сказали, пусть уходит, это не кончится добром, и повернули в деревню. Пограничники же продолжили за ним охоту. Впереди на коне ехал начальник погранзаставы по фамилии Гуторов. Завязалась перестрелка, и Гуторов был убит в спину. Кто убил, пограничники или Иван Николаевич, осталось тайной. Пограничники разбежались бросив раненого начальника погранзаставы в лесу».
По рассказам женщин из села Большая Кудара, у начальника погранзаставы была жена, которая изменила ему с другим пограничником. Он за это ее избил. Этот самый пограничник и выстрелил Гуторову в спину, при атаке на Кривогорницына. Есть еще другая версия, тоже женщин из Большой Кудары, жена Гуторову не изменяла, он ее приревновал и сильно избил. Когда он пошел охотиться на Кривогорницына Ивана Николаевича, то она сказала ему: «Иди, первая пуля тв
...Ещё
Пограничники упали на землю, он вышел и ушел мимо них, но они пошли следом. Тогда он отпечатал на снегу ружье и пошел по кругу. Киретские мужики, увидев это, сказали, пусть уходит, это не кончится добром, и повернули в деревню. Пограничники же продолжили за ним охоту. Впереди на коне ехал начальник погранзаставы по фамилии Гуторов. Завязалась перестрелка, и Гуторов был убит в спину. Кто убил, пограничники или Иван Николаевич, осталось тайной. Пограничники разбежались бросив раненого начальника погранзаставы в лесу».
По рассказам женщин из села Большая Кудара, у начальника погранзаставы была жена, которая изменила ему с другим пограничником. Он за это ее избил. Этот самый пограничник и выстрелил Гуторову в спину, при атаке на Кривогорницына. Есть еще другая версия, тоже женщин из Большой Кудары, жена Гуторову не изменяла, он ее приревновал и сильно избил. Когда он пошел охотиться на Кривогорницына Ивана Николаевича, то она сказала ему: «Иди, первая пуля твоя». Этих женщин расспрашивали Кривогорницына Анна Лаврентьевна и ее дочь Александра, они ходили в Большую Кудару из Убур-Кирети и женщины рассказывали им эти версии. Семья Ивана Николаевича все пыталась восстановить доброе имя отца. Тем более, что Гуторов почему-то был убит в спину, а не в грудь, как положено умирать коммунисту при атаке на врага.
«Иван Николаевич ушел в Монголию, жил в местности Булуктай. Недалеко киретские мужики пилили лес во главе с Дорофеевым Петром Анисимовичем. Иван Николаевич вышел к ним, спросить, как живет его семья в Убур-Кирети, как его маленькие дети. Он был обросший бородой, голодал, наверняка не было сил к сопротивлению. Эти киретские мужики знали всю несправедливую ситуацию, но, Дорофеев Петр Анисимович хотел получить премию за поимку Ивана Николаевича. Они его связали, он их попросил Христа ради не возить его в Большую Кудару на заставу, там бы его начали страшно садистски убивать, он знал о зверствах пограничников, попросил увезти в Кяхту. Односельчане сжалились над ним и связанного увезли в Кяхту. А что там было, какие муки и страдания он вынес, не знает никто, свидетели мучений над заключенными не раскрывали всех тайн, только напиваясь, хвастались своими подвигами. Ивана Николаевича увезли в Иркутск, судили три раза и приговорили к расстрелу. Дорофеев Петр премии так и не получил, а вот, очень незавидная судьба случилась у Дорофеева. Даже у внуков…».
Посвящаю эту книгу, эти воспоминания невинно замученным жертвам политических репрессий, книга основана на достоверных фактах, есть показания свидетелей, все записано с их слов и архивных документов. Потомков, посчитавших себя наследниками тех, кто был по разные стороны политики, случайно прочитавших эти главы, прошу отнестись философски, никого не хочу задеть, как было, так и пишу...
Письмо Ивана Николаевича из Иркутска, орфография сохраняется. «Добрый день, веселый час, это Аннушка для Вас. Я пишу письмо на волю, все же сам я не спокоен. Шлю Вам с детками привет и от Вас я жду ответ. Письмо Ваше я получил 28 июня, за что благодарю Вас, и конечно от дяди Васиных также получил письмо. И от Вас перевод десять рублей. Деньги пока мне не посылайте а если можно т. е. лучше сухарей. Сухариков это для меня дороже чем деньги. Сообщаю, что дождей здесь достаточно хлеба и травы растут хорошие а вам чего обещает природа. Как растут хлеба, картошка, лук и т. д. Напишите обо всем. Если будете посылать посылку то мне нужны нитки толстые. В Марининск написал ребятам два письма, но от них не получил ответа. Еще шлю привет Прокопию Денисовичу, уважаемой сестре Варваре Николаевне и всему ихнему семейству. Сообщите о здоровье сестры. Какая перемена, я очень беспокоюсь о ней. Еще привет Андрияну Васильевичу и его семейству. Вы мне сообщите почему Прокопий Денисович послал
...Ещё
Письмо Ивана Николаевича из Иркутска, орфография сохраняется. «Добрый день, веселый час, это Аннушка для Вас. Я пишу письмо на волю, все же сам я не спокоен. Шлю Вам с детками привет и от Вас я жду ответ. Письмо Ваше я получил 28 июня, за что благодарю Вас, и конечно от дяди Васиных также получил письмо. И от Вас перевод десять рублей. Деньги пока мне не посылайте а если можно т. е. лучше сухарей. Сухариков это для меня дороже чем деньги. Сообщаю, что дождей здесь достаточно хлеба и травы растут хорошие а вам чего обещает природа. Как растут хлеба, картошка, лук и т. д. Напишите обо всем. Если будете посылать посылку то мне нужны нитки толстые. В Марининск написал ребятам два письма, но от них не получил ответа. Еще шлю привет Прокопию Денисовичу, уважаемой сестре Варваре Николаевне и всему ихнему семейству. Сообщите о здоровье сестры. Какая перемена, я очень беспокоюсь о ней. Еще привет Андрияну Васильевичу и его семейству. Вы мне сообщите почему Прокопий Денисович послал пять рублей и Лукерья Алексеевна пять рублей. Очень прошу Аннушка тебя верните деньги им, мне и этого куска хватает вполне, я не нуждаюсь в посторонней помощи. Ты Анюта напиши не скрывая если есть от чего послать для меня, а если нет то я не требую. Но я совсем не желаю тебе быть обязанными перед людьми.
До свидания Ваш верный любящий муж Кривогорницын Иван 1932 04.
Иркутская трудколония пост №8 камера 07».
К письму приложен нарисованный красками портрет жены. В 1933 году пришло письмо от друга Ивана Николаевича из иркутской тюрьмы: «Ваш муж и отец умер скорой смертью». Органы ничего семье не сообщили. Мать Анна Лаврентьевна своим детям всё говорила о том, что Иван Николаевич не дался, он сбежал из тюрьмы и живет где-то далеко в Монголии. Она раскладывала карты и говорила детям: «Он жив, живет далеко».
РГАДА 350-2-3073 1762-1765гг. лл.1-137
Сказки о государственных крестьянах и разночинцах города Селенгинска, подгородних слобод, Ильинского, Танцынского и Кабанского острогов Селенгинского дистрикта.
Список упомянутых населенных пунктов:
город Селенгинск
деревня Банидаевская
деревня Кирецкая
слобода Дунгунская
фарпост Кяхтинский
Из написанных по вторичной ревизии и положенной в подушной оклад по городу Таре из разночинцов Афанасей Устинов сын Коновалов
Комментарии 121
Была проделана целенаправленная, кропотливая работа по сбору материалов, в книгу включены воспоминания, рассказы очевидцев тех событий, исторические фотографии начала XX века из семейного архив...ЕщёКнига отражает исторические события эпохи коллективизации в Бурятии в Кяхтинском (Троицкосавском) районе на примере Тамирской волости. События эпохи коллективизации в Кяхтинском районе не отражены в литературных и исторических документах. Работа охватывает хронологические рамки с 1917 по 50-е годы XX века. Желание раскрыть белые пятна этой эпохи и послужило основой этой книги. Современное разрушение сельского хозяйства Республики Бурятия и таких процветающих когда-то сёл: Тамир, Шазага, Убур-Киреть и многих других деревень Кяхтинского района напрямую связано с теми далёкими событиями. Пытаясь понять, почему это произошло в те далекие времена и как это отразилось на сельском укладе в наше время, я пришла к выводу, что предпосылки разрушения начали происходить после революции 1917 года.
Была проделана целенаправленная, кропотливая работа по сбору материалов, в книгу включены воспоминания, рассказы очевидцев тех событий, исторические фотографии начала XX века из семейного архива Кривогорницыных и Коноваловых. Сбор материала заключался в исследовании архивных документов, интервьюировании респондентов. Были проанализированы многие исторические документы по истории партизанского движения в Бурятии разных авторов. Были опрошены десятки людей, переживших коллективизацию в Кяхтинском районе, и имеются записанные свидетельства очевидцев гражданской войны в Бурятии, и о том, как происходил переворот 1917 г. Я попыталась ответить на конкретные вопросы по нужности и необходимости коллективизации и её последствий, требующие ответа и сегодня.
Моим читателям предлагаю подумать о нравственных качествах характеров крестьян, о их несгибаемой воле, о их жизнеспособности. Несмотря на тяжелейшие жизненные обстоятельства, созданные коллективизацией и конкретными людьми, занимающими руководящие должности, они не растеряли жизненного оптимизма. В эпоху финансовых потрясений нужно обращаться к историческому прошлому нашей Родины, чтобы найти духовный стимул для выживания.
Анна Коновалова Желаю продуманного прочтения, не могу написать приятного...
В истории Бурятии есть не раскрытые белые пятна. 30-е годы ХХ века стали пиком политических репрессий. Прошлое не забывается, да и как забудется, если острыми осколками сидит в сердцах потомков и до сих пор отзывается болью за разрушенные семьи, за жизни ни за что замученных сибиряков, веками осваивающих суровый край. Конкретные ужасающие цифры и факты, отдельные судьбы трудолюбивых людей, сгинувших в застенках тюрем, натыканных новой властью во всех концах необъятной Сибири. Несколько сел одного Кяхтинского района пережили целые семейные драмы - мы должны знать и говорить об этом в назидание современным новоришам, творящим бесчестные дела в наше время.
Да, человеческая судьба зависит от политического уклада в стране. Любой, дорвавшийся до власти подонок, будет всеми силами стремиться заработать расположение вышестоящих руководителей и за копейку не пожалеет и загубит любого. В чем истоки благополучия общества? В мнимом навязанном ду...ЕщёПреамбула
В истории Бурятии есть не раскрытые белые пятна. 30-е годы ХХ века стали пиком политических репрессий. Прошлое не забывается, да и как забудется, если острыми осколками сидит в сердцах потомков и до сих пор отзывается болью за разрушенные семьи, за жизни ни за что замученных сибиряков, веками осваивающих суровый край. Конкретные ужасающие цифры и факты, отдельные судьбы трудолюбивых людей, сгинувших в застенках тюрем, натыканных новой властью во всех концах необъятной Сибири. Несколько сел одного Кяхтинского района пережили целые семейные драмы - мы должны знать и говорить об этом в назидание современным новоришам, творящим бесчестные дела в наше время.
Да, человеческая судьба зависит от политического уклада в стране. Любой, дорвавшийся до власти подонок, будет всеми силами стремиться заработать расположение вышестоящих руководителей и за копейку не пожалеет и загубит любого. В чем истоки благополучия общества? В мнимом навязанном духовном пробуждении, когда и сегодня, продажные за должность и деньги лезут из всех щелей, не боясь оболгать, обокрасть тех, кто существует и пытается выжить сегодня. А я пишу о временах прошедших, о сплошной коллективизации, и думаю, кто задумал это благо по уничтожению жизненного уклада крестьян? Это особенный для нашего непростого времени вопрос. Нынешняя власть вряд ли сможет отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, так как её представители не имеют понятия о добре и зле.
Я не ставила целей опорочить чьи – то имена, чтобы отомстить потомкам, нет, я попыталась проследить, как репрессии отразились на судьбах граждан того времени до коллективизации и после. Тема коллективизации интересовала меня давно и заставила задуматься над многими фактами. Почему всё сложилось именно таким образом? Почему всё так взаимосвязано, почему те события, свершившиеся сто лет назад, возвращаются по кругу в наши дни?
В 1917 году в России свершилась социалистическая революция, которую впоследствии назвали переворотом. С первых дней существования Советского государства начались коренные преобразования в экономической и культурной жизни страны, в том числе и в сельском хозяйстве. До революции 1917 года в Забайкалье существовали только единоличные крестьянские хозяйства. основанные на общинном управлении. В 1927 году страной был взят курс на коллективизацию - объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные сельскохозяйственные коллективы. В первые годы существования советской власти коллективизация проходила постепенно, крестьяне добровольно создавали разнообразные формы коллективных крестьянских хозяйств ( товарищества по обработки земли (ТОЗ), артели, коммуны). Артель объединяла средства производства – землю, скот, сельхозмашины и позволяла своим членам развивать свое приу...ЕщёРеволюция
В 1917 году в России свершилась социалистическая революция, которую впоследствии назвали переворотом. С первых дней существования Советского государства начались коренные преобразования в экономической и культурной жизни страны, в том числе и в сельском хозяйстве. До революции 1917 года в Забайкалье существовали только единоличные крестьянские хозяйства. основанные на общинном управлении. В 1927 году страной был взят курс на коллективизацию - объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные сельскохозяйственные коллективы. В первые годы существования советской власти коллективизация проходила постепенно, крестьяне добровольно создавали разнообразные формы коллективных крестьянских хозяйств ( товарищества по обработки земли (ТОЗ), артели, коммуны). Артель объединяла средства производства – землю, скот, сельхозмашины и позволяла своим членам развивать свое приусадебное хозяйство. В ТОЗах – крестьяне только помогали друг другу обрабатывать землю. Коммуны не пользовались популярностью у крестьян, так как в коммуне все было общим, в том числе и личные подворья. Именно поэтому в Кяхтинском районе коммуны вскоре перестали существовать. Надо было учитывать психологию крестьянина-единоличника, дать ему время убедиться в преимуществах коллективных хозяйств. 1929 год в Бурятии был годом начала сплошной коллективизации. Сибирский крайком ВКП (б) принимает постановление «О темпах коллективизации Сибири», где поставил задачу к 1 октября 1933 г. завершить коллективизацию в БМАССР. С этого времени исполнение постановления стало неоспоримым. В 1929 году началась «сплошная коллективизация», то есть принцип добровольности был нарушен.
Тех, кто не хотел вступать в колхозы, подвергли репрессиям: лишали избирательных прав, раскулачивали. Раскулачивание влекло за собой конфискацию имущества, аресты или принудительное переселение в отдаленные районы Севера. Из Тамирской волости Кяхтинского района крестьян высылали в Красноярский край, в отдаленные северные районы Бурятии.
Период «большого террора» имел страшные последствия для многих семей Кяхтинского района. Репрессии в 30-е годы стали нормой жизни в селах. Многие семьи времени потеряли дорогих и близких людей, лишились прав и свобод.
Эти события уничтожили сотни высокорентабельных крестьянских хозяйств Кяхтинского района, а их владельцы были арестованы и посажены в тюрьмы, высланы, в лучшем случае стали батраками государства в кулацких спецпоселках. Противопоставить произволу и беззаконию властей было нечего. Применялась и военная сила для подавления малейшего законного требования остановить произвол. Репрессии велись по приказу Центра местными чиновниками, в то время их называли уполномоченные, были направлены против лиц, отдельных категорий и групп граждан, которые могли представлять некоторую угрозу для Сталина или его ...Ещё Репрессивная политика в Кяхтинском районе без каких-либо законных оснований проводилась в СССР до начала 50-х годов ХХ столетия.
Период «большого террора» имел страшные последствия для многих семей Кяхтинского района. Репрессии в 30-е годы стали нормой жизни в селах. Многие семьи времени потеряли дорогих и близких людей, лишились прав и свобод.
Эти события уничтожили сотни высокорентабельных крестьянских хозяйств Кяхтинского района, а их владельцы были арестованы и посажены в тюрьмы, высланы, в лучшем случае стали батраками государства в кулацких спецпоселках. Противопоставить произволу и беззаконию властей было нечего. Применялась и военная сила для подавления малейшего законного требования остановить произвол. Репрессии велись по приказу Центра местными чиновниками, в то время их называли уполномоченные, были направлены против лиц, отдельных категорий и групп граждан, которые могли представлять некоторую угрозу для Сталина или его строя. Террор – это раскулачивание или истребление сельского крестьянского уклада стал важным условием подготовки страны к новому государственному строю. С помощью террора большевики решали сложные политические, экономические, социальные, национальные, культурные и иные проблемы.
В начале 1930-х гг. советскому руководству удалось отнять у жителей Кяхтинского района их собственность, ликвидировать церковь и ограничить религиозную жизнь, сделав её фактически нелегальной. Часть людей стала разделять новые «социалистические» ценности. Все эти события послужили шагом к уничтожению их национальной самобытности, через последующую ликвидацию крестьян как класса, что мы наблюдаем сейчас в Кяхтинском районе.
В селе Кудара-Сомон жил мой отец, Кривогорницын Виктор Иванович (1927-2010). Он родился в селе Убур-Киреть Троицкосавского уезда в 1927 г., 12 марта. По его воспоминаниям село Убур-Киреть было в те времена процветающим. Для примера: в 1927 году в селе Убур-Киреть родилось его ровесников 25 мальчиков и 27 девочек. В 2008 г. в школе Убур-Киреть было 32 ребенка с 1 по 9 класс. Сейчас начальную школу закрывают, детей нет…
Семья Кривогорницыных до коллективизации полностью обеспечивала себя продуктами питания.
Из воспоминаний Кривогорницына В. И.
«Мы сеяли рожь - 80 соток, овес соток 20-25, гречиху и просо на косогорах в горах по 10 соток, ячмень – 10-15 соток, картофель выращивали дома в огороде на 20 сотках. Овощи: свеклу, морковь, горох, капусту, брюкву, огурцы, лук и чеснок высаживали на 5 сотках. Сеяли также коноплю на веревки и на масло на 5 сотках. У нас было 2 – 3 дойных коровы и молодняка 5, 6 голов. ...Ещё Из воспоминаний очевидцев
В селе Кудара-Сомон жил мой отец, Кривогорницын Виктор Иванович (1927-2010). Он родился в селе Убур-Киреть Троицкосавского уезда в 1927 г., 12 марта. По его воспоминаниям село Убур-Киреть было в те времена процветающим. Для примера: в 1927 году в селе Убур-Киреть родилось его ровесников 25 мальчиков и 27 девочек. В 2008 г. в школе Убур-Киреть было 32 ребенка с 1 по 9 класс. Сейчас начальную школу закрывают, детей нет…
Семья Кривогорницыных до коллективизации полностью обеспечивала себя продуктами питания.
Из воспоминаний Кривогорницына В. И.
«Мы сеяли рожь - 80 соток, овес соток 20-25, гречиху и просо на косогорах в горах по 10 соток, ячмень – 10-15 соток, картофель выращивали дома в огороде на 20 сотках. Овощи: свеклу, морковь, горох, капусту, брюкву, огурцы, лук и чеснок высаживали на 5 сотках. Сеяли также коноплю на веревки и на масло на 5 сотках. У нас было 2 – 3 дойных коровы и молодняка 5, 6 голов. Коней держали 3-х или 4-х, баран было 10, свиней по 3 – 4, куриц – 15, 20. Кроме уличного дома было зимовьё, стайки, баня, колодец, своя мельница, кузница, веялка и прочий сельхоз-инвентарь. В семье работал отец, Кривогорницын Иван Николаевич, молотить и жать выходили все, нанимали временных сезонных рабочих по договору. Отец охотился, воевал 4 года на германской войне в кавалерии. Физически был крепким, выносливым, играл на музыкальных инструментах. В нашей семье сохранились фотографии тех лет. Прирост населения до 30-х годов был 50 человек в год. Убур-Киреть была большой деревней, больше 200 дворов. Семьи были многодетными, по 10 детей.
У братьев Кривогорницыных было детей помногу. У Кривогорницына Василия Николаевича было 6 детей, у Кривогорницына Андрияна Николаевича – 14 детей, у нас в семье было 6 детей, у Кривогорницына Александра Николаевича был один сын. Все были обуты, накормлены. В Убур-Кирети до революции 1917 года была церковно-приходская школа. После 1917 года школа стала 4-х летней, примерно в начале 20-х годов. Приехали учителя: Челондаев Василий Степанович, Мария Семеновна Хомуева из Кяхты, ее мужем был Елисей Данилович, из Москвы приехала Оболенская Мария Николаевна, она вышла замуж за Кривогорницына Якова Ивановича. По деревне было 6 мельниц водяных и 3 конных. Также водяная мельница киретская была в Ивановке. Избы были большие, крепкие, крытые тесом. Братья Кривогорницыны как и другие мужики ездили охотиться в Монголию. В начале 20 века в семье Кривогорницыных был фотоаппарат, скрипка, гармонь, конная молотилка, ткацкие станки, веялка, ручная соломорезка.
Питались просто, но сытно. Ели хлеб в основном ржаной, по праздникам женщины пекли пшеничный хлеб и всевозможную выпечку. Мясо за счет домашних животных и охоты было круглый год. Овощи заправляли конопляным или кедровым маслом. Ежедневные блюда были щи, пельмени, картошка с салом, все молочные продукты. Питание то же, что и сейчас в деревенской семье. Покупали в лавке у китайца сахар, чай, ткани. Мед покупали или обменивали у своих же, киретских.
Женщины по праздникам надевали кашемировые шали, нарядные сарафаны, шубы с лисьими и беличьими воротниками. Обувь была – кожаные сапоги, у женщин высокие ботинки со шнурками или тоже сапоги. В повседневной жизни носили ичиги, чарки, унты. Старые женщины носили бурки и вязали крипотки. На голове мальчики и мужчины носили картузы, зимой шапки, для работы суконные самотканые зипуны. Мужчины надевали шелковые рубахи-косоворотки, гарусные (тканые) пояса.
Крестьяне жили трудом. Завели канаву на моченку. Стали сеять пшеницу. Также продолжали жить единоличным хозяйством. Так продолжалось с 20 по 30 год. Колхозы возникали с 29 по 31 год. 10 лет пользовались землей.
Мы с болью и трепетом думаем о том, как жилось людям в этот период. Погоня за высокими процентами в раскулачивании не обошла и Кяхтинский аймак. Общие собрания жителей проводились при участии приезжих уполномоченных из райкома партии. Тамирский сельский совет объединял три деревни: Тамир, Шазагу, Убур-Киреть. По рассказам очевидцев, собрания проходили бурно. В колхоз шли охотно так называемые бедняки, не имеющие собственного скота и пахотных земель. Крепкие крестьянские хозяйства не желали расставаться со скотом, сельскохозяйственными орудиями труда. Под угрозами ссылки, конфискацией всего имущества крестьяне шли в колхозы.
Первая волна собрать крестьян в коммуну закончилась неудачей. Коммуна распалась по причине нежелания работать, сеять хлеб. В колхозы начали записываться вначале добровольно. Некоторые шли радостно, это были лодыри и пьяницы. Им туда вносить было особо нечего. Многие жители Убур-Кирети не хотели вст...ЕщёСплошная коллективизация - всей деревней в колхоз
Мы с болью и трепетом думаем о том, как жилось людям в этот период. Погоня за высокими процентами в раскулачивании не обошла и Кяхтинский аймак. Общие собрания жителей проводились при участии приезжих уполномоченных из райкома партии. Тамирский сельский совет объединял три деревни: Тамир, Шазагу, Убур-Киреть. По рассказам очевидцев, собрания проходили бурно. В колхоз шли охотно так называемые бедняки, не имеющие собственного скота и пахотных земель. Крепкие крестьянские хозяйства не желали расставаться со скотом, сельскохозяйственными орудиями труда. Под угрозами ссылки, конфискацией всего имущества крестьяне шли в колхозы.
Первая волна собрать крестьян в коммуну закончилась неудачей. Коммуна распалась по причине нежелания работать, сеять хлеб. В колхозы начали записываться вначале добровольно. Некоторые шли радостно, это были лодыри и пьяницы. Им туда вносить было особо нечего. Многие жители Убур-Кирети не хотели вступать. Приезжали из Кяхты коммунисты, представители власти, организовали колхоз «Путь Октября».»
В селе Тамир Кяхтинского аймака общие собрания проводили вооруженные наганами и шашками уполномоченные из Кяхты. Тех крестьян, кто не желал вступать в колхозы, и открыто говорил об этом на общих собраниях, сразу брали на заметку. Беднота, а точнее деревенские люмпены, охотно помогали уполномоченным. Скот сгонялся на общий двор, наспех загороженный в местности Звонкая. Некоторые крестьянские семьи пытались объединяться в небольшие кооперативы, но такие совместные хозяйства вскоре под напором рухнули. Наибольшее участие в селе Тамир при устройстве колхоза принимали Якутов Борис, впоследствии переехавший на жительство в село Убур-Киреть.
В народе про Якутова сложили частушку:
Как за речкой, за рекой,
Унгерн показался,
А Бориска Якутов
Под пошевни забрался.
Появился и председатель сельского совета Громов Иннокентий Иннокентьевич, приехавший в село Тамир по направлению райкома партии из Кяхты. Громов И.И. работал председателем сельского совета в 1930-1935 годах. Впоследствии переехал в село Турка. Говорили про него, когда прошли эти дикие времена: «людоедствовал, столько людей сьел»…
Эх, масленица, кто нас покатает,
У тамирских ребят кони пропадают.
Когда Ленин помирал, Сталину наказывал,
Рабочим хлеба не давай, сала не показывай.
Революцию 1917 года восприняли неоднозначно. Кому за 50, было все равно, это было далеко в России. Положительно – дали землю на едока, на женщин, до революции был мужской пай. Дали землю ниже Кирети, землю отобрали у бурят. У них было земли много на душу населения. Приезжали казаки из Большой Кудары пороть крестьян, в этом карательном отряде был Николай Гермогенович Бородин, потом он стал первым председателем колхоза в Убур-Кирети, отбирал в коллективизацию хлеб. Про себя говорил: «меня не возьмет никакая власть», думал, свои не посадят. 10 лет дали свои же.
Приехали красноармейцы из Кяхты, собрали из крестьян отряд, чтобы не пустить белых. Собирали из окрестных сел. В Кирети много однофамильцев. Кривогорницына Ивана Семеновича, 1885 г. р., отправили в дозор с небольшой группой людей стоять возле Чикойского завода. Семеновцы шли из Кяхты посмотреть, поддержит ли их кто-нибудь в деревнях. Кривогорницын И. С. их всех пропустил, они его напоили водкой. Но в Убур-Киреть о...ЕщёПартизаны
Революцию 1917 года восприняли неоднозначно. Кому за 50, было все равно, это было далеко в России. Положительно – дали землю на едока, на женщин, до революции был мужской пай. Дали землю ниже Кирети, землю отобрали у бурят. У них было земли много на душу населения. Приезжали казаки из Большой Кудары пороть крестьян, в этом карательном отряде был Николай Гермогенович Бородин, потом он стал первым председателем колхоза в Убур-Кирети, отбирал в коллективизацию хлеб. Про себя говорил: «меня не возьмет никакая власть», думал, свои не посадят. 10 лет дали свои же.
Приехали красноармейцы из Кяхты, собрали из крестьян отряд, чтобы не пустить белых. Собирали из окрестных сел. В Кирети много однофамильцев. Кривогорницына Ивана Семеновича, 1885 г. р., отправили в дозор с небольшой группой людей стоять возле Чикойского завода. Семеновцы шли из Кяхты посмотреть, поддержит ли их кто-нибудь в деревнях. Кривогорницын И. С. их всех пропустил, они его напоили водкой. Но в Убур-Киреть они не пришли. Ушли в Монголию. Стояли напротив Большой Кудары через Чикой. Кузьмин Николай из села Шазага смотрел на них в бинокль. Они в него выстрелили. Он был единственной жертвой революции. Якимов – командир партизан из Малой Кудары был убит казаками в Большой Кударе за то, что он у них отнимал землю. Партизаны закатили на гору Могой пушку, к пушке был один снаряд, и выстрелили. Куда стреляли было не понятно. Потом снова собрали крестьян по деревням и повезли на телегах в Монголию, добивать Семенова. Семенов ушел дальше в Китай. Крестьяне в Монголии мородерствовали, некоторые не могли брать чужого и приехали еле живые от голода. Граница до 30 года была открыта. Зарабатывать ходили в Маймачен. Пограничники ловили крестьян на границе и расстреливали. Осудили за переход границы Павла Кривогорницына, единственного сына Александра Николаевича в 1927 году. Угнали на Север. Он погиб на финской войне. Расстреляли на границе Коновалова Федора Федоровича, 1907 г. р., в 1927 году.
Кривогорницын Иван Николаевич
Кривогорницын Иван Николаевич – потомственный
сибиряк, крестьянин села Убур-Киреть родился в 1993 г., воевал на 1 мировой
войне в кавалерии. Во время боевых действий Иван Николаевич все время находился
рядом со своим другом Коробенковым из Окино-Ключей. Во время атаки они
врубались в ряды неприятеля с шашками и рубли врага один с правой руки, другой
с левой. Коробенков был левша. Оба пришли с I
Мировой живые без ранений. О дальнейшей жизни Коробенкова ничего не известно.
Стремена Ивана Николаевича до сих пор хранятся в нашей семье, их нам передал
его сын Адольф Иванович.
Как и многие мужчины из Убур-Кирети Иван
...ЕщёНиколаевич пахал землю, сеял, растил шестерых детей. Когда унгеровцы стояли за
Чикоем напротив большой Кудары, Иван Николаевич привел отряд из 300 человек из
Окино-Ключей, унгеровцы так и не вошли в Большую Кудару. Но когда началась
коллективизация, сразу
Кривогорницын Иван Николаевич
Кривогорницын Иван Николаевич – потомственный
сибиряк, крестьянин села Убур-Киреть родился в 1993 г., воевал на 1 мировой
войне в кавалерии. Во время боевых действий Иван Николаевич все время находился
рядом со своим другом Коробенковым из Окино-Ключей. Во время атаки они
врубались в ряды неприятеля с шашками и рубли врага один с правой руки, другой
с левой. Коробенков был левша. Оба пришли с I
Мировой живые без ранений. О дальнейшей жизни Коробенкова ничего не известно.
Стремена Ивана Николаевича до сих пор хранятся в нашей семье, их нам передал
его сын Адольф Иванович.
Как и многие мужчины из Убур-Кирети Иван
Николаевич пахал землю, сеял, растил шестерых детей. Когда унгеровцы стояли за
Чикоем напротив большой Кудары, Иван Николаевич привел отряд из 300 человек из
Окино-Ключей, унгеровцы так и не вошли в Большую Кудару. Но когда началась
коллективизация, сразу нашлись люди, которые готовы были выполнить любую
директиву по раскулачиванию своих земляков. Иван Николаевич пытался
организовать коммуну, но увидев тех, кто рвался к власти и грабил своих
односельчан, выступил на собрании и сразу же, его взяли в разработку. Из школы
исключили Ирину, которая училась в 3 классе. Ирина им была не нужна, они хотели
спровоцировать отца, пришла разнарядка на раскулачивание и выселение крестьян.
Разнарядку надо было выполнить за счет высылки самых крепких крестьянских
хозяйств. Братья Кривогорницыны были труженики, жили в достатке, у всех были
добротные дома и постройки. Мой отец Кривогорницын Виктор Иванович помнил, как
убирали снег в ограде конем, к коню цепляли специальные снегоуборочные доски «пихло»
и выгребали снег в огород. Еще из оставшихся детских воспоминаний Виктора
Ивановича, как отец его подбрасывал к потолку и как нес его по переулку в клуб
смотреть кино. Дети были сытые, ухоженные, одеты по времени года.
«В 1930 году при организации колхоза выгребли весь
хлеб, и все продовольствие из дома вынесли. Землю отняли, скота вывели со
двора. Семья начала голодать сразу. Кривогорницын И. Н. выступил на собрании о
бесчинствах власти и его сразу за это посадили в тюрьму в Кяхте, в одну камеру
с конокрадами из села Унгуркуй, где они его сильно избили. Наутро конокрадов
расстреляли, а Ивана Николаевича отпустили. Когда он пришел домой, то сказал:
«Больше в советскую тюрьму не дамся». Семью стали запугивать, угрожать. Жена
Ивана Николаевича была в это время беременна младшей дочерью Марией. Когда за ним пришли во второй раз, он вышел на
улицу и убежал в лес. Жил в лесу в местности Сандинтуй, в охотничьей избушке с
товарищем Максимовым Петром Корнеевичем. Большекударинские пограничники насобирав отряд
из киретских мужиков устроили погоню за Иваном Николаевичем. Они окружили
избушку в лесу и стали стрелять в трубу. Максимов вышел, и был убит на месте.
Иван Николаевич выбросил в дверь полушубок и увидел, откуда стреляют, и стал
стрелять туда.
Пограничники упали на землю, он вышел и ушел мимо
них, но они пошли следом. Тогда он отпечатал на снегу ружье и пошел по кругу.
Киретские мужики, увидев это, сказали, пусть уходит, это не кончится добром, и
повернули в деревню. Пограничники же продолжили за ним охоту. Впереди на коне ехал
начальник погранзаставы по фамилии Гуторов. Завязалась перестрелка, и Гуторов
был убит в спину. Кто убил, пограничники или Иван Николаевич, осталось тайной. Пограничники
разбежались бросив раненого начальника погранзаставы в лесу».
По рассказам женщин из села Большая Кудара, у
...Ещёначальника погранзаставы была жена, которая изменила ему с другим
пограничником. Он за это ее избил. Этот самый пограничник и выстрелил Гуторову
в спину, при атаке на Кривогорницына. Есть еще другая версия, тоже женщин из
Большой Кудары, жена Гуторову не изменяла, он ее приревновал и сильно избил.
Когда он пошел охотиться на Кривогорницына Ивана Николаевича, то она сказала
ему: «Иди, первая пуля тв
Пограничники упали на землю, он вышел и ушел мимо
них, но они пошли следом. Тогда он отпечатал на снегу ружье и пошел по кругу.
Киретские мужики, увидев это, сказали, пусть уходит, это не кончится добром, и
повернули в деревню. Пограничники же продолжили за ним охоту. Впереди на коне ехал
начальник погранзаставы по фамилии Гуторов. Завязалась перестрелка, и Гуторов
был убит в спину. Кто убил, пограничники или Иван Николаевич, осталось тайной. Пограничники
разбежались бросив раненого начальника погранзаставы в лесу».
По рассказам женщин из села Большая Кудара, у
начальника погранзаставы была жена, которая изменила ему с другим
пограничником. Он за это ее избил. Этот самый пограничник и выстрелил Гуторову
в спину, при атаке на Кривогорницына. Есть еще другая версия, тоже женщин из
Большой Кудары, жена Гуторову не изменяла, он ее приревновал и сильно избил.
Когда он пошел охотиться на Кривогорницына Ивана Николаевича, то она сказала
ему: «Иди, первая пуля твоя». Этих женщин расспрашивали Кривогорницына Анна
Лаврентьевна и ее дочь Александра, они ходили в Большую Кудару из Убур-Кирети и
женщины рассказывали им эти версии. Семья Ивана Николаевича все пыталась
восстановить доброе имя отца. Тем более,
что Гуторов почему-то был убит в спину, а не в грудь, как положено умирать
коммунисту при атаке на врага.
«Иван
Николаевич ушел в Монголию, жил в местности Булуктай. Недалеко киретские мужики
пилили лес во главе с Дорофеевым Петром Анисимовичем. Иван Николаевич вышел к
ним, спросить, как живет его семья в
Убур-Кирети, как его маленькие дети. Он был обросший бородой, голодал,
наверняка не было сил к сопротивлению. Эти киретские мужики знали всю
несправедливую ситуацию, но, Дорофеев
Петр Анисимович хотел получить премию за поимку Ивана Николаевича. Они его связали, он их попросил Христа ради не возить его в Большую Кудару на заставу, там бы его начали страшно садистски
убивать, он знал о зверствах пограничников, попросил увезти в Кяхту. Односельчане
сжалились над ним и связанного увезли в Кяхту. А что там было, какие муки и
страдания он вынес, не знает никто, свидетели мучений над заключенными не
раскрывали всех тайн, только напиваясь, хвастались своими подвигами. Ивана
Николаевича увезли в Иркутск, судили три раза и приговорили к расстрелу. Дорофеев
Петр премии так и не получил, а вот, очень незавидная судьба случилась у
Дорофеева. Даже у внуков…».
Письмо Ивана Николаевича
...Ещёиз Иркутска, орфография сохраняется.
«Добрый день, веселый час, это Аннушка для Вас. Я пишу письмо на волю, все же
сам я не спокоен. Шлю Вам с детками привет и от Вас я жду ответ. Письмо Ваше я
получил 28 июня, за что благодарю Вас, и конечно от дяди Васиных также получил
письмо. И от Вас перевод десять рублей. Деньги пока мне не посылайте а если
можно т. е. лучше сухарей. Сухариков это для меня дороже чем деньги. Сообщаю,
что дождей здесь достаточно хлеба и травы растут хорошие а вам чего обещает
природа. Как растут хлеба, картошка, лук и т. д. Напишите обо всем. Если будете
посылать посылку то мне нужны нитки толстые. В Марининск написал ребятам два
письма, но от них не получил ответа. Еще шлю привет Прокопию Денисовичу,
уважаемой сестре Варваре Николаевне и всему ихнему семейству. Сообщите о
здоровье сестры. Какая перемена, я очень беспокоюсь о ней. Еще привет Андрияну
Васильевичу и его семейству. Вы мне сообщите почему Прокопий Денисович послал
Письмо Ивана Николаевича
из Иркутска, орфография сохраняется.
«Добрый день, веселый час, это Аннушка для Вас. Я пишу письмо на волю, все же
сам я не спокоен. Шлю Вам с детками привет и от Вас я жду ответ. Письмо Ваше я
получил 28 июня, за что благодарю Вас, и конечно от дяди Васиных также получил
письмо. И от Вас перевод десять рублей. Деньги пока мне не посылайте а если
можно т. е. лучше сухарей. Сухариков это для меня дороже чем деньги. Сообщаю,
что дождей здесь достаточно хлеба и травы растут хорошие а вам чего обещает
природа. Как растут хлеба, картошка, лук и т. д. Напишите обо всем. Если будете
посылать посылку то мне нужны нитки толстые. В Марининск написал ребятам два
письма, но от них не получил ответа. Еще шлю привет Прокопию Денисовичу,
уважаемой сестре Варваре Николаевне и всему ихнему семейству. Сообщите о
здоровье сестры. Какая перемена, я очень беспокоюсь о ней. Еще привет Андрияну
Васильевичу и его семейству. Вы мне сообщите почему Прокопий Денисович послал
пять рублей и Лукерья Алексеевна пять
рублей. Очень прошу Аннушка тебя верните деньги им, мне и этого куска хватает
вполне, я не нуждаюсь в посторонней помощи. Ты Анюта напиши не скрывая если
есть от чего послать для меня, а если нет то я не требую. Но я совсем не желаю
тебе быть обязанными перед людьми.
До свидания Ваш верный любящий муж Кривогорницын Иван 1932
04.
Иркутская трудколония пост №8 камера 07».
К письму приложен нарисованный
красками портрет жены. В 1933 году пришло письмо от друга Ивана Николаевича из
иркутской тюрьмы: «Ваш муж и отец умер скорой смертью». Органы ничего семье не
сообщили. Мать Анна Лаврентьевна своим детям всё говорила о том, что Иван
Николаевич не дался, он сбежал из тюрьмы и живет где-то далеко в Монголии. Она
раскладывала карты и говорила детям: «Он жив, живет далеко».