9. Frontière linguistique
Языковая граница
Мир бельгийца наполнен разного рода языковыми барьерами и культурными границами. На востоке Валлония граничит с Люксембургом, где говорят на люксембургском языке, с Германией, где говорят по-немецки, с Нидерландами, где говорят по-нидерландски, а на севере — с Фландрией, где говорят на бельгийском варианте нидерландского языка.
Как мы уже говорили, в политической жизни Бельгии языковой вопрос играл и продолжает играть важную роль. Первоначально единственным государственным языком Королевства Бельгия был французский, несмотря на то что им владела лишь небольшая привилегированная прослойка общества. Для фламандцев, чей язык не имел официального статуса в первой бельгийской конституции, практически весь XIX век и бóльшая часть XX века прошли под знаком борьбы за свой язык. Для валлонов, которые изъяснялись на говорах, французский также был иностранным языком, насаженным через систему обязательного образования.
После ряда неудачных попыток признать всю территорию Бельгии двуязычной в 1921 году была создана административная языковая граница, разделившая страну на три зоны: франкоязычную, нидерландскоязычную и двуязычную (Брюссель). На первых порах она периодически пересматривалась, что неизменно вызывало бурные протесты со стороны фламандцев. Во избежание дальнейших конфликтов в 1963 году было принято решение о том, что Бельгия станет федеральным государством, а языковая граница больше не будет подвергаться пересмотру. Окончательный разлом произошел в 1968 году, когда фламандским националистическим движениям удалось выгнать франкофонов из университета во фламандском городе Лёвен. Это событие ассоциируется с печально известным лозунгом Walen buiten «Валлоны — вон».
Современные валлоны рассматривают Фландрию как заграницу. Студенты франкоязычных университетов могут, к примеру, поехать по программе Erasmus на стажировку во Фландрию и наоборот. Стоит добавить, что изучение нидерландского языка необязательно в валлонских школах. Но даже те, кто учил нидерландский в школе, часто не в состоянии заказать пиво на этом языке.
10. Pilarisation
Разделение общества на группы в зависимости от системы ценностей и политических взглядов
Пиляризация (от pilier, «столб, колонна», калька с нидерландского verzuiling того же значения) существует далеко не только в Бельгии, однако Бельгия и Нидерланды часто приводятся как самые яркие примеры этой системы. Все бельгийские общественные институты делятся, во-первых, на католические и либеральные: libéral и libre означает «свободный от религии». Во-вторых, в политическом поле к этим двум системам ценностей добавляется третья: социализм. Языковое разделение также приводит к тому, что все институты общества имеют фламандское и франкоязычное отделения.
Разделение по этим трем принципам пронизывает абсолютно все этапы жизни. Еще до родов родители должны определиться, появится ли ребенок на свет в католической больнице или в социалистической и на каком языке к новорожденному будет обращаться медперсонал. Те же вопросы встают при выборе школы, летнего лагеря, университета, профсоюза, газет. Университеты в Бельгии делятся на франкоязычные и фламандские, католические, либеральные и социалистические. Так, франкоязычный Брюссельский свободный университет противостоит Лёвенскому католическому и социалистическому Льежскому. У фламандцев также есть свои свободный католический и социалистический университеты. То же самое касается политических партий. Определиться с системой ценностей необходимо даже при выборе обязательного страхования: одни страхуются у социалистов, другие — у либералов, третьи — у католиков. Сомневающиеся могут обратиться к «нейтральному» страхованию, но язык страхования все же придется выбрать. Поэтому перейти из одного pilier в другой хоть и возможно, но не так уж легко.
11. Coalition
Коалиция
Сложное административное и политическое устройство Бельгии, языковая и культурная разобщенность страны приводят к постоянным конфликтам на всех уровнях. Решаются они путем компромиссов. Одним из типичных феноменов бельгийской и валлонской политической жизни являются бесконечные коалиции, которые нередко нивелируют идеологические расхождения и лишают смысла результаты выборов. Поскольку из-за пиляризации в Бельгии очень много политических партий, после каждых выборов формирование правительства длится месяцами. Пока партии ведут бесконечные переговоры, страной управляет gouvernement d’affaires courantes, временное правительство, чьи полномочия ограничены. Например, в 2010–2011 годах Бельгия жила без действующего правительства 541 день. Коронавирус также застал страну в процессе формирования правительства: все необходимые меры были приняты временным. Если переговоры зашли в тупик, король может назначить какого-нибудь политического деятеля своеобразным модератором: его задача — вывести страну из политического кризиса. Эта временная должность каждый раз получает новое название: informateur, préformateur, formateur, clarificatuer, conciliateur, explorateur… Смена наименований призвана подчеркнуть случайный характер на самом деле системного явления.
Е. Зимонт
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев