1921 г. Холст, масло. Размер: 154 x 117 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург #Story_ruspainting #Story_avantgarde
Уже в начальных работах было видно, что Филонов сильно отстоит от генеральной линии, по которой шло развитие раннего русского авангарда – все-таки он в большей степени ориентировался на французский авангардизм – кубизм с фовизмом – и, в меньшей степени, на итальянский футуризм. Филонов же близок к немецкому экспрессионизму, причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно.
Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового. Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице.
Поначалу художник с энтузиазмом воспринял революцию 1917 года, считая этот период временем глобальных перемен к лучшему. В дальнейшем Филонов разочаровался в новой власти. Он не мог принять бюрократические принципы, поглощающие личность человека.
Картина «Формула петроградского пролетариата» была написана Филоновым в непростой для страны период гражданской войны. После первого показа «Формула петроградского пролетариата» на выставке, критики охарактеризовали Филонова как «не художника маленьких эпизодов, а космических событий».
Картина состоит из мозаичных фрагментов, представляющие собой геометрические фигуры, части человеческого тела. Центр наполнен вертикальными линиями, благодаря которым общая композиция вытягивается вверх. Возникает видимость вихревого столба, куда стягиваются дома, люди. Некоторые из персонажей попадают в поток целиком, другие только частью своего миропонимания. По краям работы очерчены круги, напоминающие бурление воды.
В левой части холста небольшие частицы стягиваются в огромную призрачную женскую фигуру. При долгом просмотре картины образ то вырастает, то становится меньше. Разные жесты рук в верхнем углу полотна могут указывать на созидание нового мира.
Масштаб Филонова – это вся Вселенная, от атома до бесконечности, от прошлого до будущего. Поэтому его работы – это не классические композиции с вписанными в формат картины разными элементами, а фрагменты чего-то большего. Его работы предполагают, что за их пределами продолжается бесконечность, и они - лишь часть ее.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев