TVR M-Series Turbo - первый серийный турбо в Великобритании
Купе TVR 3000M Turbo – это первый в Великобритании серийный автомобиль с турбонаддувом. А созданный несколькими годами позже кабриолет TVR 3000S Turbo из этого же семейства TVR M-series – стал первым в мире серийным кабриолетом с турбонаддувом. Первыми на серийном легковом автомобиле турбонаддув применили американцы еще в 1962 году. Это был Oldsmobile Jetfire. Но надежность первых турбомоторов была низкой и от турбонаддува быстро отказались. Второе рождение турбонаддува на серийном легковом автомобиле произошло в 1973 году в Германии. Им стал легендарный 2-дверный седан BMW 2002 Turbo. Но и его производство прекратилось спустя 10 месяцев после начала производства – разразился топливный кризис. А в 1975 году дебютировал Porsche 911 Turbo (Porsche 930) с 3-литровым оппозитным мотором мощностью 260 л.с. Так началась новая эпоха турбонаддува на легковых машинах.
TVR 3000 M
Глава компании TVR Мартин Лиллей тоже в 70-х годах искал способ улучшить динамические способности автомобилей TVR. Еще в 1973 году дилерский центр, принадлежащий Мартину, реализовал проект по имплантации в купе TVR 3000M современного 3,5-литрового V8 производства Rover. Но дальше постройки одного образца дело не пошло – были сложности с приобретением этих моторов для компании TVR.
TVR 3000M V8 Rover
И тогда Мартин Лиллей обратил внимание на тюнинговое ателье Broadspeed, которое располагалось в Спаркбурге, графство Бирмингем. Фирму Broadspeed в 1962 году создал гонщик Ральф Брод (Ralph Broad) для участия в гонках. Сначала команда модернизировала для гонок Mini Cooper, а в 1966 году фирма выпустила на рынок и собственный автомобиль под именем Broadspeed GT 2+2, который строился на базе Mini Cooper.
Broadspeed GTS
С 1965 года фирма Broadspeed начала сотрудничество с корпорацией Ford, выступая в гонках на машинах этой марки. В 1973 году Broadspeed, став уже и полноценной инжиниринговой фирмой, разработала турбированную версию 3-литрового мотора Ford Essex V6, которым оснащалось созданное на базе Ford Capri MkI тюнинговое купе Broadspeed Bullitt. Так как на базовое купе TVR 3000M устанавливался именно 3-литровый фордовский Essex, Мартин Лиллей подписал партнерское соглашение с Ральфом Бродом об оснащении турбированной версией этого мотора и своих машин TVR 3000M.
Broadspeed Bullitt
В октябре 1975 года купе TVR 3000M Turbo впервые показали на международном автосалоне в Лондоне, а уже в 1976 году началось серийное производство этой модели. Рабочий объем V-образного 6-цилиндрового мотора остался неизменным – 2994 см3. В системе питания сохранился 2-камерный карбюратор Weber. Для турбированного мотора степень сжатия была снижена с 8,9 до 8,0:1, а вместо топливного насоса фирмы АС применили насос производства Bosch. Карбюратор сохранил свое верхнее расположение, но был заключен в герметичную капсулу, а турбонагнетатель расположили внизу впереди мотора, что потребовало изменить форму выпускных патрубков и направить выхлопные газы вперед. На автомобиле применили турбину модели Helset 3LD. Максимальная мощность турбированного мотора достигала 233 л.с. при 5500 об/мин. Максимальный крутящий момент увеличился до 370 Нм при 3500 об/мин. Максимальные обороты двигателя составляли 6250 об/мин. Увеличение мощности мотора потребовало модернизации и системы смазки двигателя, поэтому автомобиль оснастили более производительным масляным насосом и добавили дополнительный масляный радиатор для охлаждения моторного масла.
TVR 3000M Turbo
Трансмиссия со сцеплением диаметром 242 мм и механической 4-ступенчатой коробкой передач осталась неизменной. Но изменено передаточное отношение главной пары. На ранних турбированных купе TVR 3000M Turbo сохранился даже размер колес базового атмосферного купе: алюминиевые диски 6JK x 14 и радиальные шины 185/70 VR14. Более поздние версии получили более широкие колеса размерности 195/70 VR14. Шасси практически не изменилось, но применили амортизаторы Koni вместо стандартных. Применение более мощного мотора позволило значительно улучшить динамические показатели купе. Так для набора скорости 96 км/ч купе TVR 3000M Turbo требовалось только 6,0 секунд вместо 7,5 секунд. Максимальная скорость превышала 233 км/ч.
TVR 3000M Turbo
Чтобы выделить мощную версию купе TVR 3000M для машин с турбонаддувом разработали оригинальную окраску с полосой вдоль борта. Правда, позже такая окраска с полосой стала опцией и для других машин семейства.
TVR Taimar Turbo
Появившийся осенью 1976 года хэтчбек TVR Taimar, а в 1978 году кабриолет TVR 3000S, тоже имели версию с турбонаддувом. По указанным своим характеристикам они не отличались от купе TVR 3000M Turbo.
TVR 3000S Turbo
Небольшой партией, всего 4 экземпляра, в 1978 году были выпущены турбированые машины M-series в спецификации SE (сокращение от «Special Equipment»). Было сделано 3 хэтчбека TVR Taimar Turbo SE и только 1 экземпляр родстера TVR 3000S Turbo SE.
TVR Taimar Turbo SE
Автомобили в версии Turbo SE получили более эффектную внешность благодаря расширенным колесным аркам и более широким колесам с составными дисками Compomotive. Хэтчбеки TVR Taimar Turbo SE получили стеклянный люк в крыше вместо стандартного винилового. Все машины этой серии получили слегка модернизированную панель приборов, более дорогую кожаную отделку салона, кондиционер и были только праворульными и предназначены для продажи в Великобритании. Кабриолет TVR 3000S Turbo SE некоторое время был в собственности Мартина Лиллей. Двигатель мощностью 233 л.с. остался без изменений, но в трансмиссии применили дифференциал повышенного трения вместо обычного свободного. Это позволяло эффективнее использовать мощность мотора.
TVR 3000S Turbo SE
TVR 3000M Turbo (1979 г)
Общее количество изготовленных по 1979 год машин TVR M-series с турбонаддувом было небольшим – всего 63 машины. Из них, 20 экземпляров – это были купе TVR 3000M Turbo. Хэтчбеков TVR Taimar Turbo сделали в полтора раза больше – 30 машин, включая 3 экземпляра TVR Taimar Turbo SE. Остальные 13 турбомашин – это кабриолеты TVR 3000S Turbo и 1 экземпляр TVR 3000S Turbo SE.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев