На военных парадах или выставках бронетехники, которые регулярно проводятся в Тирасполе, обычно показывают боевую технику наших вооруженных сил – танки Т-64БВ, РСЗО, БМП, БТРы, МЛ-ТБ, буксируемую и зенитную артиллерию. При этом очень большой пласт армейской техники остается в тени. Это касается различной инженерной техники, топливозаправщиков, машин технического обслуживания и т.д. А ведь вся эта техника непременный атрибут любой армии, включая и приднестровской. Одним из образцов такой техники является войсковой гидравлический экскаватор ЭОВ-4421, который имеется на вооружении приднестровской армии.
ЭОВ-4421, ВС ПМР
Впервые изображение этого экскаватора ЭОВ-4421 мне попалось еще в детстве. И эта машина запомнилась надолго, ведь экскаватор на автомобильном шасси КрАЗ очень отличался от привычных гражданских экскаваторов или специальных машин на автомобильном шасси. Живьем экскаватор ЭОВ-4421 впервые я увидел существенно позже, когда СССР уже более 10 лет был лишь историей. И каждый раз, когда я вижу такие экскаваторы на наших дорогах, я невольно вспоминаю ту картинку из детства, из которой узнал о существовании ЭОВ-4421. Причем, мне в Приднестровье встречались не только машины ЭОВ-4421 из приднестровской армии. Осенью 2021 года удалось наблюдать за работой ЭОВ-4421 украинской армии, который делал ров по периметру приднестровско-украинской границы вдоль трассы Тирасполь-Рыбница на участке между мостом и селом Малаешты.
Экскаватор серии Э-302
Историю ЭОВ-4421 стоит начать с гражданского экскаватора Э-302Б, который был создан в середине 50-х годов. В 1958 году он лег в основу экскаватора Э-305 на шасси 3-осного автомобиля ЯАЗ-214. В 1959 году Э-305 был принят на вооружение армии СССР.
Ранний Э-305 на шасси ЯАЗ-214
Э-305 на шасси КрАЗ-214
В 1960 году на его базе был создан войсковой экскаватор Э-305В, построенный на шасси КрАЗ-214 с колесной формулой 6х6. В 1965 году на вооружение был принят экскаватор Э-305АВ на модернизированном шасси КрАЗ-214Б.
Э-305В на шасси КрАЗ-214
Модернизированный экскаватор получил более крупный ковш объемом 0,4 м3 и более мощный двигатель привода рабочего оборудование, что увеличило производительность машины на 30%. Но главная особенность всех экскаваторов серии Э-305 – это механический привод стрелы при помощи тросов.
Э-305АВ на шасси КрАЗ-214Б
Ранние версии Э-305В вызывали много претензий со стороны испытателей НИИ-21, но альтернативы им в армии не было, поэтому при создании Э-305АВ часть из недостатков постарались исправить. Экскаватор мог иметь прямую или обратную лопату, можно было установить крановое оборудование. В 1967 году было прекращено производство КрАЗ-214Б, а вместо него был освоен выпуск полноприводного КрАЗ-255Б. В 1969 году на новом шасси был создан экскаватор Э-305БВ, который сохранил конструкцию предшественника. Более мощное шасси обеспечило более высокую скорость машины – до 71 км/ч.
Э-305БВ на шасси КрАЗ-255Б
С 1973 года Калининский экскаваторный завод начал переход на машины с гидравлическим приводом, а в 1975 году было прекращено производство всех экскаваторов с механическим приводом, кроме армейского Э-305БВ, выпуск которого продолжался до середины 80-х годов. Но уже в середине 70-х начались работы над созданием гидравлического экскаватора для армии. Его выпуск начался в 1978 году на заводе «Красный экскаватор» в Киеве. Им и стал ЭОВ-4421, созданный на том же полноприводном шасси КрАЗ-255Б.
ЭОВ-4421
«Войсковой гидравлический одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421 предназначен для механизации земляных и погрузо-разгрузочных работ при оборудовании позиций войск и пунктов управления. Экскаватор состоит из базовой машины – автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-255Б, экскаваторного оборудования, размещенного на поворотной платформе, и обвязочной рамы с четырьмя выносными гидравлическими опорами. Основными частями экскаваторного оборудования являются: силовая установка, гидравлический привод, рабочее оборудование» - это цитата из технического описания к экскаватору ЭОВ-4421 от 1980 года. На поворотной платформе установлен дизельный двигатель СМД-14. Это 4-цилиндровый 4-тактный мотор рабочим объемом 6,33 л и мощностью 75 л.с. Масса двигателя – немалые 780 кг. Для его запуска используется 2-тактный 1-цилиндровый карбюраторный пусковой двигатель ПД-10У мощностью 10 л.с.
ЭОВ-4421
Для привода экскаваторного оборудования используется сдвоенный аксиально-поршневый гидронасос с номинальный давлением 16 МПа. Гидромотор используется и для поворота платформы. К передней части платформы шарнирно крепится рабочее оборудование экскаватора, состоящее из стрелы, рукояти, ковша обратной лопаты и гидроцилиндров их привода. На рукояти ковша имеется крюк для погрузо-разгрузочных работ. В походном положении рабочее оборудование устанавливается ковшом на переднюю стойку. По сравнению с экскаватором Э-305БВ, новая машина имеет ковш объемом 0,65 м3, а грузоподъемность крюка достигает 3 тонн. Экскаватор обеспечивает максимальную глубину копания в 3,25 метра. Максимальный радиус копания – 7,34 м. Производительность – до 90-100 м3/час, что в полтора раза больше, чем обеспечивал Э-305БВ. Производительность при отрывке траншей – 70-90 м/ч. Время перевода экскаватора из транспортного положения в рабочее и обратно – 2 минуты. В транспортном положении экскаватор ЭОВ-4421 имеет длину 9400 мм, ширину – 2770 мм, высоту 4200 мм. Колея полноприводного КрАЗ-255Б – 2160 мм, клиренс – 335 мм. Машина может преодолевать брод глубиной 1 метр. Масса экскаватора– 20 тонн. Экипаж экскаватора ЭОВ-4421 – 1-2 человека.
ЭОВ-4421
Базовое шасси КрАЗ-255Б оснащается дизельным V-образный 8-цилиндровым мотором ЯМЗ-238. Он имеет рабочий объем 14 866 см3, по 2 клапана на цилиндр и развивает мощность 240 л.с. при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент – 883 Нм при 1500 об/мин. Трансмиссия – механическая 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом для задней тележки. Все три ведущих моста имеют 2-ступенчатый редуктор и полностью разгруженные полуоси. Шины – 1300х530-533. Подвеска передних колес – продольные полуэллиптические рессоры, задних – балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах и 6 реактивными тягами. Рулевое управление с гидроусилителем. На всех колесах установлены барабанные тормоза с пневмоприводом. Практически сразу после начала производства экскаватора ЭОВ-4421, автозавод в Кременчуге перешел на выпуск модернизированного автомобиля КрАЗ-255Б1, который получил раздельный привод тормозов. Паспортный расход топлива – 40 л/100 км. Запас хода по топливу – 500 км. Максимальная скорость – 70 км/ч.
ЭОВ-4421
Экскаватор ЭОВ-4421 выпускался более 20 лет, а после развала СССР он продавался под новым именем «Атек-4421А». Производство базового шасси КрАЗ-255Б1 завершилось в 1994 году. Экскаваторы ЭОВ-4421 также служили в ООН.
ЭОВ-4421 на службе ООН
На шасси КрАЗ-260 выпускался экскаватор ЭОВ-4422, которых технически повторял распространенный ЭОВ-4421, но получил увеличенный до 0,8 м3 ковш.
ЭОВ-4422 на шасси КрАЗ-260
В 1994 году на смену КрАЗ-260 пришел автомобиль нового поколения КрАЗ-6322. На его базе был создан армейский экскаватор ЭОВ-4421МУ – дальнейшее развитие гидравлического экскаватора ЭОВ-4421.
Нет комментариев