Ровно 25 лет назад, 15 октября 1997 года, состоялось знаменательное событие в мире рекордов скорости – впервые автомобиль преодолел звуковой барьер. Это был британский автомобиль Thrust SSC, пилотировал его летчик Энди Грин, а показанная скорость, зафиксированная официально на участке длиной 1 миля, составила 1227,896 км/ч.
Преодоление скорости звука, 15 октября 1997 года, Thrust SSC
А ровно 58 лет назад, 15 октября 1964 года, на высохшем соляном озере Бонневилль, американский пилот Крэйг Бридлав на болиде Spirit of America впервые преодолел рубеж 500 миль/ч, показав результат 526,277 миль/ч (846,961 км/ч).
15 октября 1964 года, Крэйг Бридлав впервые преодолел рубеж 500 миль/ч
Но не только дата 15 октября объединяет эти два события. С начала 60-х годов американцы и британцы вели активную борьбу за рекорд скорости на суше. С 1929 по 1964 годы рекорд принадлежал Великобритании, что задевало гордость американцев. Все изменилось в августе 1963 года, когда именно Крэйг Бридлав на революционном 3-колесном болиде Spirit of America с двигателем General Electric J47 от реактивного самолета F-86 Sabre установил новый рекорд – 407,447 миль/ч, впервые преодолев рубеж 400 миль/ч. Но в ФИА не зарегистрировали рекорд американца, т.к. его болид Spirit of America по двум параметрам не соответствовал установленным еще в 1924 году требованиям к рекордным автомобилям: он имел только три колеса вместо четырех, и не имел традиционного привода на колеса – автомобиль разгонялся благодаря тяге реактивного двигателя.
Крэйг Бридлав и его болид Spirit of America
Поэтому официально первым 17 июля 1964 года преодолел рубеж 400 миль/ч британец Дональд Кэмпбелл на болиде Bluebird CN7 с турбовальным мотором Proteus 705 мощностью около 4000 л.с. На пересыхающем озере Эйр в Австралии он сумел развить 403,10 миль/ч (648,73 км/ч).
Дональд Кэмпбелл, Bluebird CN7, 403,10 миль/ч
Но к этому времени уже всем стало ясно – будущее – за машинами с реактивной тягой. Крэйг Бридлав настоял на изменении правил. ФИА разрешило применение автомобилей с реактивной тягой, и рекорд Кэмпбелла стал последним для машин с приводом на колеса. В октябре 1964 года на озере Бонневилль автомобили с реактивной тягой установили ряд новых рекордов скорости, а 15 октября Бридлав впервые преодолел рубеж 500 миль/ч. Спустя год, 15 ноября 1965 года Бридлав на новом болиде Spirit of America – Sonic 1 впервые в истории преодолел отметку 600 миль/ч, развив на озере Бонневилль скорость 600,601 миль/ч (966,574 км/ч).
Бридлав, Spirit of America - Sonic 1, 600,601 миль/ч
С началом новой эры, с 1964 года, самыми быстрыми оказались американцы, которые за год установили 8 рекордов скорости. Следующим знаковым рубежом стал показатель 1000 км/ч. И он тоже достался американцам. Спустя 5 лет, 23 октября 1970 года, Гари Габелич на болиде Blue Flame с ракетным двигателем там же в Бонневилле, показал скорость 1001,667 км/ч на мерной миле. И этот рекорд скорости держался долгие 13 лет.
Впервые быстрее 1000 км/ч - Гари Габелич, Blue Flame, 23 октября 1970 г.
Но раз зашла речь про машины с ракетным мотором, то стоит вспомнить пионеров применения ракетных двигателей на наземном транспорте. И первым стал румынский изобретатель Александру Чурку. 13 августа 1886 года на реке Сена Александру Чурку вместе со своим другом-соратником, продемонстрировали публике свой первый эксперимент – лодку с ракетным мотором, проплыв против течения, используя реактивную тягу двигателя. 12 октября 1886 года Чурку получил патент на свое изобретение во Франции. В 1888 году Александр Чурку с партнерами установил реактивный движитель на железнодорожную дрезину. Опыт прошел удачно и это был первый пример использования реактивного мотора для наземного транспорта.
Александру Чурку, пионер применения ракетного движителя
Спустя 40 лет в Германии была создана серия автомобилей Opel RAK с ракетным двигателем. 23 мая 1928 года версия Opel RAK2 сумела развить 238 км/ч.
Автомобиль с ракетным двигателем Opel RAK1 / RAK2, 1928 г.
Что же касается рекорда скорости Гари Габелича, то уже в 1979 году американец Стэн Барретт на 3-колесном болиде Budwieser Rocket с ракетным двигателем предпринял попытку установить новый рекорд скорости и преодолеть звуковой барьер. В одной из попыток он сумел развить 1177,9 км/ч. Но согласно требованиям ФИА, для установления рекорда необходимо в течение одного часа преодолеть мерную дистанцию (милю или километр) в обоих направлениях, чтобы минимизировать влияние ветра. В зачет идет среднее время, показанное в обеих попытках. Барретт не сумел в установленное время совершить заезд в обратном направлении, и его рекорд не был зарегистрирован.
Барретт, Budweiser Rocket, 1979 г.
Побить рекорд Габелича сумел британец Ричард Нобль. Это случилось 4 октября 1983 года в пустыне Блэк Рок, в штате Юта. На болиде Thrust2 с турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon Mk302 Нобль сумел развить скорость 1019,47 км/ч. Рекорд скорости вновь вернулся к Великобритании.
Новый рекорд - Ричард Нобль, Thrust2, 1019,468 км/ч, 1983 г.
В 90-е годы вновь обострилась борьба за рекорд скорости. Основное соперничество проходило между двумя коллективами. В 1992 году свой новый проект начал американец Крэйг Бридлав, автомобиль получил наименование Spirit of America Formula Shell LSRV. Второй коллектив возглавлял Ричард Нобль, который решил создать британский автомобиль, который сумеет побить рекорд 1983 года самого Ричарда. Британский автомобиль получил наименование Thrust SSC. Первым в бой вступил Крэйг Бридлав со своим новым Spirit of America. Болид имел в длину 13,67 м, в ширину 2,54 м и в высоту 1,78 м. Он был оснащен двигателем General Electric J79, модифицированным для сжигания неэтилированного бензина (он развивал тягу 100,8 кН). Весь машины достигал 4 тонны.
Попытка преодолеть звуковой барьер, Бридлав, Spirit of America Formula Shell LSRV, 1996 год
28 октября 1996 года в пустыне Блэк Рок в штате Невада, Крэйг Бридлав сумел разогнать Spirit of America Formula Shell LSRV до скорости 1086 км/ч, но затем порывом ветра машину снесло с трассы, и заезд завершился аварией. Машине потребовалось восстановление. Чтобы собрать денег на него, Бридлав организовал в интернете кампанию по сбору средств, представив борьбу за преодоление звукового барьера национальной идеей. В том же 1996 году свои первые испытания болида Thrust SSC начали и британцы. После пары тренировочных сессий, Ричард Нобль и его команда осенью 1997 года прибыли в пустыню Блэк Рок. По сравнению со своим конкурентом из США, британский Thrust SSC был существенно крупнее и мощнее. В длину он достигал 16,5 м, в ширину – 3,7 м, а вес болида достигал 10,6 тонн. В движение его приводили два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey от британской спецификации истребителя F-4 Phantom II. Суммарная тяга двух мотором достигала 223 кН.
Компоновка Thrust SSC
Это обеспечивало машине отличную динамику. До скорости 100 км/ч Thrust SSC разгонялся за 4 секунды, а за 16 секунд он мог достичь 1000 км/ч. Расход топлива при этом достигал 18 литров в секунду, а за остановку болида, по традиции, отвечал тормозной парашют.
Thrust SSC
Управлял болидом Thrust SSC пилот британских ВВС Энди Грин. Первые заезды были неудачными, т.к. мешала погода и порывы ветра. Но 25 сентября 1997 года Энди Грин на Thrust SSC на мерной миле сумел установить очередной рекорд скорости, развив 1149,303 км/ч.
Первый рекорд Энди Грина на болиде Thrust SSC, 15 сентября 1997 г.
Спустя 20 дней, 15 октября 1997 года, Энди Грин впервые преодолел звуковой барьер, развив на мерной миле 1227,986 км/ч. И этот рекорд до сих пор, вот уже 25 лет, никто не сумел побить. Примечательно, что звуковой барьер на земле был преодолен спустя ровно 50 лет и 1 день после того, как 14 октября 1947 года Чак Йегер на экспериментальном самолете Bell X-1 впервые преодолел звуковой барьер в управляемом полете.
Попытка побить рекорд 1997 года - Джесси Комбс, North America Eagle Supersonic, 2019 г.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев