Как бывает в доверительных отношениях? Сначала что-то о себе рассказывает один, потом чем-то делится другой. В основе отношений психолога и клиента — тоже доверие. Тогда почему бы и психологу не ответить историей о себе на историю, которую поведал клиент?
Во-первых, потому, что консультация с психологом — не задушевный разговор двух друзей. Встреча (или, как её еще называют, сессия) с психологом — не дружеская беседа. Сессия отличается от привычного нам общения.
Во-вторых, в отношениях «психолог-клиент» есть правила. Благодаря правилам в этих отношениях становится возможным разбираться со сложностями, которые привели клиента к психологу. Перечень правил может быть разным: зависит от подхода, в котором работает психолог, от его внутренних убеждений. В начале работы психолог сообщает клиенту обо всех правилах, которых он придерживается.
Психолог оставляет при себе свою личную жизнь — одно из существующих правил. Есть психологи, которые строго соблюдают это правило: их личная жизнь остаётся за рамками сессий с клиентом. И вот почему:
1. Психолог не рассказывает клиентам о своей жизни, оставляя при себе собственные тревоги, печали, победы и радости. Чтобы предоставить всё пространство психотерапии для боли, переживаний, радостей и находок клиента: психолог не меняется с клиентом ролями.
Это похоже на то, как мы приходим на перевязку в процедурный кабинет. Мы «предъявляем» рану, и медсестра занимается нашей раной: снимает повязку, смотрит — как там обстоят дела, обрабатывает рану, меняет повязку. У неё могут быть свои раны. Но в то время, когда она перевязывает наши, она оставляет свои в стороне.
2. Психолог не рассказывает клиенту о своей жизни, потому что он понимает потребности клиента, а не удовлетворяет их. В самом начале работы психолог и клиент договариваются о правилах работы. В том числе психолог говорит клиенту о том, что «вы будете рассказывать о себе, а я буду слушать и помогать вам в том, что…».
Интерес клиента может быть связан с тем, что сейчас тот момент, когда клиенту особенно тяжело оставаться под пристальным вниманием наблюдателя-психолога, и он пытается переключить внимание со своих переживаний на историю психолога. Когда психологу удаётся понять, с чем связан вопрос клиента, и он находит нужные (уважительные и бережные) слова, чтобы поделиться своей гипотезой с клиентом, это помогает тому почувствовать себя спокойнее. И они могут дальше заниматься ранами клиента.
3. Психолог не раскрывает деталей своей жизни, потому что сохраняет как можно более свободным пространство психотерапии для бессознательных фантазий клиента.
Вместе с психологом вы исследуете бессознательные фантазии. Эти фантазии влияют на ваше отношение к себе, на отношения с другими людьми, на то, как вы даёте (или не даёте) себе жить. Фантазии проявляют себя и в наших представлениях о психологе, и вот тогда: «чем меньше клиент реально знает о психологе…».
Например, один клиент говорит психологу: «Да что я вам рассказываю. У вас ведь, наверное, нет детей». Другой клиент этому же психологу может сказать: «Конечно, вам легко так говорить, у вас ведь, наверное, есть дети». А третий клиент скажет: «Иногда мне становится интересно: есть у вас дети или нет? Какие у вас с ними отношения?»
Психолог работает экраном (супер-мега-современным, почти 3D), на который клиент может свободно проецировать свои фантазии и с помощью психолога исследовать их.
Личная информация о психологе всё равно, так или иначе, проникает в работу с клиентом, никуда от этого не деться.
Кстати, поэтому психологи, которые придерживаются правила о не-самораскрытии, не пишут о своей личной жизни в открытых постах в соцсетях.
Бывает так, что самораскрытие всё же случается и психолог (неожиданно для самого себя) на сессии говорит клиенту что-то о себе. Но это исключение. Правило же остаётся правилом: психолог не рассказывает клиенту о своей жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев