А. Новикова.
Александр Александрович Новиков родился 19 ноября 1900 г. в деревне Крюково Костромской губернии (ныне Нерехтский район Костромской области) в бедной крестьянской семье. В 1915 г. поступил по конкурсу в учительскую семинарию. Осенью 1919 г. он был призван в Красную армию, как грамотного красноармейца его направили на Нижегородские пехотные командные курсы. В 1920 г. он был назначен командиром взвода, участвовал в боях с белофиннами в Карелии. В августе того же года стал начальником разведки стрелкового полка. В марте 1921 г. участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В 1922 г. Александр Новиков окончил с отличием школу командного состава (впоследствии - курсы «Выстрел»). Затем командовал ротой, батальоном, участвовал в ликвидации бандформирований в Закавказье.
В 1930 г. окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, и был назначен в Белорусский военный округ (БВО) начальником оперативного отдела штаба стрелкового корпуса. Командующий округом И.П. Уборевич ввёл в практику стажировку штабных командиров-пехотинцев в качестве лётчиков-наблюдателей, и одним из первых ее прошел Новиков. В 1933 г. назначен начальником штаба 450-й авиационной бригады в Смоленске. За короткое время освоил пилотирование самолёта. Осенью 1935 г. Новикова назначают командиром эскадрильи. Летом 1937 г., после ареста Уборевича, А.А. Новикова по ложному обвинению сняли с должности и уволили из Красной армии. Однако в запасе полковник Новиков пробыл только пять дней. По ходатайству члена Военного совета БВО армейского комиссара 2 ранга А.И. Мезиса, он был восстановлен в воинском звании и должности. В феврале 1938 г. эскадрилья Новикова заняла первое место в бригаде по всем показателям в учебно-боевой подготовке.
В апреле того же года он был назначен начальником штаба ВВС Ленинградского военного округа. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. –начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта, после чего был назначен начальником Управления боевой подготовки Главного управления ВВС, но вскоре был возвращен в Ленинградский военный округ на должность командующего ВВС округа. В этой должности он встретил Великую Отечественную войну. Авиация фронта, защищая под его руководством город на Неве с воздуха, действовала эффективно и грамотно.
С апреля 1942 г. и до конца войны А.А. Новиков возглавлял ВВС Красной Армии. По его инициативе 5 мая 1942 г. принято решение о создании 1-й воздушной армии, а в ноябре 1942 г. их уже будет 17. Как представитель Ставки ВГК Новиков координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битве под Сталинградом. Здесь он сумел организовать управление авиацией по радио в масштабе всего фронта. По возвращении в феврале 1943 г. в Москву, он получил полководческий орден Суворова I степени за № 8, а 17 марта 1943 г., Новиков стал первым в стране маршалом авиации. После разгрома немцев в районе Корсунь-Шевченковского, где огромную роль сыграли советская штурмовая авиация, Новикову, первому в Советском Союзе, было присвоено воинское звание Главного маршала авиации (21.2.1944 г.). А всего звание Главного маршала рода войск за время войны получили всего три полководца: А.А. Новиков, артиллерист Н.Н. Воронов (тоже 21.2.1944) и летчик А.Е. Голованов (19.8.1944 г.).
В том же 1944 г. после успешной операции 1-го Украинского фронта по освобождению Правобережной Украины Новиков был награжден вторым орденом Суворова I степени; после летних операций Ленинградского фронта по освобождению Карельского перешейка и Выборга — орденом Кутузова I степени; после проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии — третьим орденом Суворова I степени.
В ходе Кенигсбергской операции Новиков лично координировал действия пяти воздушных армий. Стремясь максимально усилить удары с воздуха, Главный маршал авиации решил поднять в воздух тяжелые бомбардировщики 18-й воздушной армии, в состав которой входила авиация дальнего действия, всем составом днем. 7 апреля 1945 г. 516 боевых самолетов дальней авиации поднялись в небо. Всего же в операции участвовало 2500 боевых самолетов. 9 апреля гарнизон крепости капитулировал. В апреле 1945 г. Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза. В сентябре того же года за умелое руководство авиацией в советско-японской войне стал Дважды Героем Советского Союза.
Но вскоре для Новикова наступили крайне тяжелые дни. Немалую роль в том, что случилось с главкомом ВВС сыграл Василий Сталин. После войны он командовал дивизией в Германии. И, когда начали массово происходить аварии с самолетами Як-9у и гибнуть его боевые товарищи, он немедленно сообщил об этом отцу. Добавил также, что, вообще, наши самолеты очень плохие, летчики на них бьются, а вот американские самолеты — настоящие. Сталину о данных фактах сигналы поступали и раньше. Поэтому он поручил новому министру госбезопасности Виктору Абакумову расследовать, в чем заключались причины аварий. Выяснилось, что авиазаводы производили «сырые» Як-9у. В результате в войска поступил 3 921 истребитель, из которых у 2 267 сразу обнаружили брак и поставили на прикол. На остальных машинах продолжали летать, что повлекло за собой многочисленные аварии и гибель пилотов. В итоге большую часть Як-9У списали, и они пошли на разборку.
Вскоре были арестованы нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин и его сотрудники. В ночь на 23 апреля 1946 г. был арестован и Главный маршал авиации A.A. Новиков. Допросы шли ежедневно. Методы допроса В.С. Абакумова: оскорбления, провокации, угрозы, доведение человека до полного изнеможения морально и физически.
Вскоре «признательные показания» авиаторов легли на стол Сталина. Новиков считался его выдвиженцем — не зря, он стал самым молодым маршалом в Красной Армии. Сталин приказал определить подсудимым минимальное наказание, — «учитывая их заслуги в войне». Однако полностью простить тысячи бракованных самолетов вождь не мог. На суде подсудимые, как водится, свою вину признали полностью или с некоторыми оговорками. Вот выдержки из их выступлений. Шахурин: «Я совершил приписываемые мне преступления в погоне за выполнением плана и графика, в погоне за количественными данными. Имея сигналы с фронтов Отечественной войны о дефектности наших самолетов, я не ставил в известность председателя Государственного комитета обороны, и в этом самое мое тяжкое преступление». Новиков: «Командовал ВВС с апреля 1942 года по март 1946 года. Порочная система приемки самолетов существовала до меня. На фронтах ощущался недостаток в самолетах, и это обстоятельство меня вынудило не реагировать на различного рода дефекты. К тому же я не инженер, в силу чего ряд технических вопросов я просто недоучитывал».
По приговору Военной коллегии Верховного Суда 10–11 мая 1946 г. Шахурин, Новиков, Репин… (всего семь человек) были признаны виновными и осуждены за то, что они «в период с 1942-го по 1946 г., действуя по преступному сговору между собой, выпускали и протаскивали на вооружение Военно-воздушных сил Советской Армии самолеты и авиационные моторы с браком или с серьезными конструктивными и производственными недоделками, в результате чего в строевых частях ВВС происходило большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а на аэродромах в ожидании ремонта скапливались крупные партии самолетов, часть из которых приходила в негодность и подлежала списанию…». Все получили по нескольку лет заключения. Президиум Верховного совета СССР лишил осужденных воинских званий и правительственных наград. В связи с «делом авиаторов» был освобожден от должности второго секретаря ЦК ВКП (б) Г.М. Маленков и, направлен Сталиным в длительную командировку на периферию. Вторым секретарем ЦК ВКП (б) стал А.А. Жданов.
По приговору суда Новиков был осужден на пять лет, но провел в следственной тюрьме на Лубянке без малого шесть лет строгой изоляции. Лишь в феврале 1952 г. он был выпущен на свободу. Вскоре после смерти Сталина, благодаря вмешательству Г.М. Маленкова и Л.П. Берии, Военная коллегия Верховного Суда СССР в мае 1953 г. отменила свой приговор и прекратила уголовные дела «за отсутствием состава преступления». Все семеро осужденных были освобождены. Судимость с них была снята. Им возвратили награды и воинские звания. 2 июня того же года вышло постановление Президиума ЦК КПСС о их полной реабилитации. С должностями оказалось посложней — они уже были, естественно, заняты другими. Поэтому многих назначили с понижением: маршала Новикова, например, командующим дальней авиацией, а Шахурина — заместителем наркома авиапрома СССР.
Однако счастье было недолгим. На февральском совещании 1955 г. в ЦК на заявление Н.С. Хрущева, что стратегическая авиация — «это уже вчерашний день», Новиков встал и сказал: — Какими бы боевыми возможностями ни обладали ракеты, они не заменят собой самолеты». В марте того же года Новикова освободили от должности «по причине технической отсталости». Весной 1955 г. он тяжело заболел, последовал инфаркт, сложная хирургическая операция. Полгода в больнице. 7 января 1956 г. Главный маршал был уволен в запас по болезни.
По предложению руководства Гражданского воздушного флота (ГВФ) Новиков возглавил Ленинградское высшее авиационное училище ГВФ. Более десяти лет он проработал в Ленинграде. В 1966 г. Новиков перенес тяжелый инсульт и отошел от дел. Будучи больным, до последних дней жизни продолжал трудиться над книгой о подвигах ленинградских летчиков в годы войны.
Скончался А.А. Новиков 3 декабря 1976 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в ноябре 2000 г., накануне 100-летия со дня рождения полностью реабилитировала Главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза A.A. Новикова. В ЦМВС, в Зале Победы экспонируются китель летний повседневный, обр. 1955 г. Главного маршала авиации А.А. Новикова, его награды, погоны, портсигар, зажигалка «Москва», карманные часы, ручка перьевая и планшет.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #ЦМВСРФ_экспозиция #музей

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев