В. Сталин и звание Генералиссимуса Советского Союза
Идея присвоить его главе государства возникла среди высших военачальников СССР в 1945 году накануне Парада Победы
Причем такого звания в Советском Союзе еще не было. Вместе с тем, рабочие и служащие московского завода «Рессора» обращались в правительство с предложением ввести его еще двумя годами ранее в феврале. Генеральный штаб поддержал предложение маршалов о новом высшем воинском звании — это несколько раз обсуждалось на заседаниях. Однако Сталин неизменно отклонял идею.
Он резюмировал свой отказ так:
Товарищу Сталину это не нужно. Товарищ Сталин без этого имеет авторитет.Вы маршалы, и я маршал, вы что, меня хотите выставить из маршалов? В какие-то генералиссимусы?
При этом после слов маршала К. К. Рокоссовского «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал. Вы меня наказать не сможете!» нехотя согласился.
26 июня 1945 года Указ Президиума Верховного Совета СССР устанавливал высшее воинское звание — «Генералиссимус Советского Союза». Оно персонально присваивалось «…за особо выдающиеся заслуги перед Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время войны». На следующий день, 27 июня, по предложению Политбюро ЦК ВКП(б) и письменному представлению командующих фронтами, это звание присвоили Иосифу Сталину «в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне».
28 июня газета «Красная Звезда» писала:
… Звание Генералиссимус происходит от латинского слова «генералис», что значит — общий, то есть общий начальник. Звание генералиссимуса носили прославленные полководцы, чьи имена широко известны военной истории. В России звание генералиссимуса было введено Петром и упоминается в его Воинском уставе как чин, который надлежит давать «наипаче тому, чье есть войско». Генералиссимусом русских войск стал Александр Васильевич Суворов после триумфального завершения швейцарского похода. Но никогда еще на долю полководца не выпадало такого бремени военного труда, какой пришлось вынести… Сталину, ибо не было в прошлом войны, хотя бы отчасти напоминающей по свои масштабам нашу Отечественную войну с гитлеровской Германией…
Особых знаков различия и формы одежды для генералиссимуса не учредили. Тем не менее, их экспериментальные образцы разрабатывались специалистами Тыла Вооруженных Сил. Покрой, цветовые решения и украшения предметов форменной одежды Генералиссимуса опирались на традиции старой русской армии. О том, как Сталин отнесся к новой форме, оставил воспоминания генерал армии С. М. Штеменко, в то время генерал-полковник начальник Оперативного управления Генерального штаба:
Как-то, прибыв на доклад в Кремль, мы с А. И. Антоновым (начальником Генштаба) встретили в приемной Сталина главного интенданта Красной Армии генерал-полковника П.И. Драчева. Он был одет в пышную военную форму неизвестного нам покроя. Мундир был сшит по модели времен Кутузова, с высоким стоячим воротником. Брюки же выглядели по-современному, но блистали позолоченными лампасами. Когда, удивленные столь опереточным нарядом, мы остановились и посмотрели на странный костюм, Драчев тихо сказал нам: «Новая форма для Генералиссимуса...».
В кабинете у Сталина находились члены Политбюро. Докладывал начальник Тыла генерал армии А.В. Хрулев. Закончив доклад, он попросил разрешения показать присутствующим новую военную форму. И.В. Сталин был в отличном настроении и сказал: «Давайте, вот и Генштаб посмотрит». Дали знак в приемную. Вошел П.И. Драчев. И.В. Сталин окинул его беглым взглядом и помрачнел. Видимо, он догадался, что это за форма. «Кого это вы собираетесь так одевать?» — спросил он А.В. Хрулева, слегка кивнув головой в направлении главного интенданта. «Это предлагаемая форма для Генералиссимуса», — ответил А.В. Хрулев. «Для кого?» — переспросил Сталин. «Для вас, товарищ Сталин...». Верховный Главнокомандующий велел Драчеву удалиться, а сам, не стесняясь присутствующих, разразился длинной и гневной тирадой. Он протестовал против особого возвышения его личности, говорил, что это неумно, что никак не ожидал такого от начальника тыла
Кончилась затея тем, что форму Генералиссимуса так и не ввели. Иосиф Сталин до конца своих дней носил погоны Маршала Советского Союза. Однако его одежда все-таки не была обычной маршальской формой. До 1943 года он носил традиционный костюм советского партийного функционера — серый закрытый китель и брюки, которые заправлялись в мягкие кавказские сапоги. Когда в 1943 году ему присвоили звание Маршала Советского Союза, Сталин надел военную форму: генеральский китель и брюки навыпуск с лампасами. Правда, они были светло-серыми, вместо установленных защитного и темно-синего цветов. Для человека преклонного возраста стоячий воротник кителя представлял определенные неудобства. Поэтому для Иосифа Виссарионовича пошили светло-серый китель с отложным воротником и карманами того же покроя, что носили советские генералы до введения погон. Его украсили погонами Маршала Советского Союза и генеральскими шинельными петлицами — красными с золотым кантом и пуговицами. Брюки навыпуск с красными лампасами сшили из той же ткани, что и китель. В нем Сталин изображался на официальных портретах и плакатах. Кроме серого костюма летом у него был костюм аналогичного покроя, но из хлопчатобумажной ткани «шанжан» дореволюционной выработки. В первые послевоенные годы из нее часто шили форму высшему генералитету. В особых случаях (Ялтинская и Подстамская конференции) Сталин одевал белый китель со стоячим воротником.
Экспериментальные же образцы формы одежды Генералиссимуса Советского Союза заняли место в Музее истории военной формы одежды. Ныне один из них — парадный мундир в виде сюртука с богатым золотым шитьем и пышными эполетами — можно увидеть в Зале Победы ЦМВС РФ.
Звание генералиссимуса сохранялось до 1992 года. Однако никто из руководителей Советского Союза после И. В. Сталина его не удостаивался, хотя были попытки присвоить его сначала Н. С. Хрущеву, а затем и Л. И. Брежневу.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #80Победа #ЦМВСРФ_экспозиция #музей
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4