Петр Густавович Беген служил владимирским губернским архитектором на рубеже 19-20 столетий и оставил неизгладимый след в архитектурном облике Владимира и Иванова. Отрадно, что многие его проекты были реализованы и сохранились.
Он родился 11 июля (29 июня по старому стилю) 1863 г. в селе Городечня Суражского уезда Черниговской губернии (ныне – Суражский район Брянской области). В записи о рождении родителями указаны московский мещанин лютеранского исповедания Густав Иванович Беген, служивший тогда управляющим имениями помещика Фон-Зака, и его жена Анна Андреевна, православная. Будущий архитектор закончил Климовическое приходское, позднее уездное, училище в Могилевской губернии (ныне - г. Климовичи, Могилёвская область, Республика Беларусь).
При невыясненных пока обстоятельствах семья перебралась в Московскую губернию, а в начале 1880-х гг. Петр Густавович и его старшие братья уже проживали в Иваново-Вознесенске, но некоторое время числились мещанами заштатного города Воскресенска Звенигородского уезда (ныне - город Истра Московской области). Старшие братья будущего архитектора позднее были причислены к купечеству. По сведениям, любезно предоставленным ивановским краеведом А.А. Шустовым, члены семьи Бегенов жили как непосредственно в Иваново-Вознесенске, так и в селах Клевцово и Семёновское-Поливановых.
В шестнадцать лет Пётр Беген пытался поступить во второй класс Иваново-Вознесенского реального училища, а через год (в 1880 г.) – в четвёртый, но получил отказ «по летам». В итоге семнадцатилетний Пётр был определён на иждивении брата Александра в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и окончил курс наук. В 1886 г. он был удостоен малой серебряной медали за проект «Биржа», а в 1888 г. большой серебряной медали за проект «Училище Живописи, Ваяния и Зодчества». Окончив обучение Пётр Беген получил звание классного художника архитектуры с представлением прав на чин 14 класса и на производство строительных работ. Вероятно после окончания обучения Пётр Густавович жил и работал в Иваново-Вознесенске, где проектировал частные дома. Но в начале 1895 г. он был определён на службу в ведомство Министерства внутренних дел сверхштатным техником строительного отделения Владимирского губернского правления, а в начале 1899 г. там же занял должность младшего архитектора и, наконец, в 1901 г. занял вакансию владимирского губернского архитектора, хотя и числился шесть лет «исправляющим должность». Одновременно в 1900-1908 гг. Петр Беген был городовым техником при Владимирской городской управе и занимался инвентаризацией всех городских зданий и сооружений. Официальное утверждение Петра Густавовича в должности владимирского губернского архитектора состоялось 1 марта 1906 г. по представлению губернатора «ввиду отлично усердной его службы по строительному отделению губернского правления в течении шести лет». Но буквально через год карьера архитектора обрывается. Владимирский губернатор И.Н. Сазонов 15 сентября 1907 сообщил министру внутренних дел, что губернский архитектор П.Г. Беген заболел прогрессивным параличом «помешанных» и с 1 сентября 1907 г. находится в частной лечебнице в Москве. Несмотря на успешное лечение в декабре 1907 г. Петр Беген подал в отставку и официально был уволен со службы 11 января 1908 г. Известно, что в отставке он жил в семье брата – иваново-вознесенского городского головы Николая Густавовича Бегена. Позднее Петр Густавович работал агентом страхового товарищества «Саламандра», а последние годы жизни провел в селе Клевцово Нерехотского уезда Костромской губернии (ныне - урочище Клевцово Ивановской области) в усадьбе, принадлежавшей, по сведениям краеведа А.А. Шустова, Ольге Валериановне Беген – жене его брата Николая Густавовича. В газете «Ивановский листок» за 2 марта 1917 г. в траурной рамке было напечатано следующее сообщение: «Пётр Густавович Беген тихо скончался в ночь на 1-е марта в имении села Клевцово, Костромской губ., о чём мать, братья, племянница и дочь покойного с глубокой скорбию извещают родных и знакомых». Шуйский краевед Е.С. Ставровский в метрических книгах села Клевцово обнаружил запись о том, что надворный советник Петр Густавович Беген был погребен на приходском кладбище. Территория села Клевцово затоплена в 1930-х гг. при создании Уводьского водохранилища. На берегу водохранилища сохранилось полуразрушенное здание бывшей сельской церкви с прилегающей территорией, на которой разбросаны остатки разбитых дореволюционных надгробий.
Постройки, возведенные П.Г. Бегеном за два десятилетия активной строительной деятельности, находятся во Владимире, Иванове, Шуе и в Шуйском районе. В губернском Владимире по проектам П.Г. Бегена были построены казенный винный склад, родильный приют, исторический музей, духовное училище, исправительное арестантское отделение, театр, собственный дом, дворянский пансион-приют, в Шуе – городские бойни, земская школа, корпус ткацкой фабрики, в Иваново-Вознесенске – частные дома, больница, концертный зал общественного собрания, Введенская и Владимирская церкви, колокольня церкви «Всех скорбящих радость», старообрядческая церковь. В Шуйском уезде П.Г. Беген принимал участие в строительстве комплекса Воскресенско-Федоровского монастыря с монументальным Успенским собором.
Единственной известной постройкой, спроектированной П.Г. Бегеном после отставки, является трехэтажное здание дворянского пансиона-приюта во Владимире (сейчас – Главпочтамт на ул. Подбельского, д.2).
В художественном отношении лучшие произведения П.Г. Бегена обладали своеобразием, успешно сочетая элементы разных архитектурных стилей – византийско-русского, псевдорусского, неогреческого, неоклассицизма и модерна. Искусствовед Е.Г. Щёболева, сравнивая построенные П. Г. Бегеном в Иваново-Вознесенске церкви с более ранними местными храмами, подчеркивает:«В отличие от своих предшественников П.Г. Беген не ориентировался на какие-то конкретные образцы, а свободно оперируя разнообразными формами, дополняя древнерусские элементы деталями, свойственными «кирпичному» или византийскому стилям, подчинял их основной задаче – созданию живописной композиции, передающей образный строй православного храма. В облике его церквей еще нет черт, присущих модерну, но его предчувствие сквозит в пластичных изгибах абриса фигурных завершений ризалитов, заостренных щипцах входных крылец, текучей форме полуналичников нижних окон. Однако в интерьерах Введенской и Владимирской церквей благодаря использованию современных материалов и новых конструктивных приемов модерн полностью вступает в свои права».
В заключение отметим, что биография и творческое наследие архитектора, формирование и развитие его архитектурных взглядов требуют дальнейших исследований. Интерес представляют круг его профессиональных контактов, наличие и характер обмена опытом с московскими (А.С. Каминским, Ф.О. Шехтелем, К.В. Терским) и местными архитекторами (И.А. Карабутовым, С.П. Брагиным, Н.Д. Корицким, А.Ф. Снуриловым). Необходимо уточнить перечень построек архитектора и определить степень его участия в них (к авторству П.Г. Бегена иногда ошибочно относят проекты других архитекторов, которые он реализовывал в качестве исполнителя строительных работ, совместные постройки П. Бегена с другими архитекторами, стилистически близкие постройки, возводимые в тот же строительный период другими архитекторами).
Материал подготовил доктор сельскохозяйственных наук, профессор Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Дмитрий Михайлович Черниховский
#ГАВО #Беген #архитектура
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев