Медовый спас или Первый спас считается началом осени в народном календаре. Праздник был своего рода рубежом, после которого начиналась пора похолоданий, росы становились студеными, в лесу исчезали последние ягоды, а в воздухе чувствовалось дыхание приближающейся осени. Именно поэтому русские крестьяне внимательно наблюдали за природой и придавали особое значение приметам в этот день. Если на Медовый Спас идет дождь — осень будет мокрой и затяжной. Считалось, что в этот день природа подает знак на весь следующий сезон: раз небо плачет, значит, и осень будет слякотной и с долгими дождями.
Если в Спас тепло и солнечно — жди хорошей осени. Ясный день предвещает сухую, погожую осень без ранних холодов и затяжных ливней, удобную для сбора урожая. Если с утра роса густая — день будет теплым, а зима мягкой. Народ связывал обильную росу с погодной устойчивостью и теплым течением года, ведь роса — знак спокойного неба.
Если на Спас пчелы вялые — зима будет суровой. Наблюдали за поведением насекомых: если они мало летают и неохотно возвращаются в ульи — жди ранних морозов и студеной зимы.
Если в день Спаса сухо, но пасмурно — осень будет урожайной, но зима снежной. Такая примета говорила о переходности погоды, когда влага собирается в воздухе, а не выпадает сразу, что сулило благоприятные условия для посевов, но и предупреждало о будущем снежном покрове.
Если облака плывут высоко — осень будет сухой и теплой. Высокие облака в народе называли «осенними проводниками»: за ними, верили, тянется ясная погода на многие недели.
Если в Медовый Спас слышен гром — осень будет бурной, с ветрами и грозами. Особенно примету боялись на юге: считалось, что гроза в этот день — плохой знак для будущих посевов.
Если в день Спаса холодно с утра — зима наступит рано. Ранний утренний холод, особенно с инеем или холодным ветром, воспринимался как предвестник ранней зимы.
Что нельзя делать 14 августа. Нельзя работать по хозяйству — особенно ради выгоды. Любая тяжелая работа на поле или по дому, если она не связана с благотворительностью, считалась грехом. Исключение делалось только для «вдовьих и сиротских помочей» — коллективной помощи нуждающимся. Помощь таким людям в этот день не только не осуждалась, а, напротив, считалась богоугодным делом, сулящим щедрую награду в будущем.
Нельзя ссориться и злословить. День Медового Спаса должен пройти в мире и согласии. Верили, что ругань и обиды в этот день отгоняют удачу и «сушат» любовь в доме, как осенняя роса сушит траву.
Нельзя отказывать в угощении — особенно детям и нищим. Если кто-то пришел просить «ребячью долю» с пасеки или крошку от праздничной лепешки, нельзя было прогонять. Отказ расценивался как жадность, которая могла привести к убыткам и охлаждению в семье. Нельзя ругать пчел или прогонять их грубо. Пчела в этот день — божья работница, и если она прилетела или даже ужалила, это считалось знаком. Обидеть ее значило накликать беду, особенно на хозяйство.
Нельзя торговать медом. Освященный мед не продавали, а делили и раздавали. Продажа сладкого считалась неприемлемой: вместо прибыли человек рисковал потерять благословение на год.
Нельзя жаловаться и просить милостыню без нужды. День считался временем благодарения, а не ропота. Те, кто был сыт и одет, не должны были «сбивать милость» с настоящих нуждающихся. Нельзя засорять воду, особенно колодцы. В этот день во многих местах освящали новые источники. Отнестись к воде неуважительно значило совершить серьезный проступок.
Что можно делать на Медовый Спас
День Медового Спаса считали началом нового хозяйственного круга, и все, что делалось в этот день от чистого сердца и с молитвой, воспринималось как благословенное, приносящее удачу, здоровье и богатство в дом. Его проводили в заботе о ближних, с благодарностью к природе и верой в доброе продолжение года.
Освящать мед и соты в церкви. Пчеловоды с утра отправлялись на пасеки, выбирали самый богатый улей и несли медовые соты на освящение. Считалось, что освященный мед приобретает особую силу: его хранили в доме, лечились им, угощали гостей.
Угощать детей и нуждающихся. Щедрость в этот день была особенно важна. Детям раздавали остатки меда из сотов, называя это «ребячьей долей». Беднякам раздавали кусочки освященного пряника или меда. В народе говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует».
Помогать вдовам и сиротам. Так называемые вдовьи помочи устраивались после обедни: соседи собирались у дома одинокой женщины или сирот и помогали — за угощение, без платы. Это считалось священным делом, сулящим «прибыток» тому, кто помогает.
Печь пряники и лепешки из новой муки. Из зерна нового урожая женщины пекли праздничные угощения — часто с медом. Такой хлеб или пряник назывался жертвенным: его делили с семьей, соседями, носили в церковь, отдавали нуждающимся. Святить новые колодцы. В некоторых местностях именно на Медовый Спас освящали источники воды, особенно те, что только что выкопаны. К воде относились с почтением, называли ее «царицей» и «сестрицей огня».
В последний раз купать лошадей. Считалось, что после этого дня вода в реках уже холодная и купание может погубить животное. В народе говорили: «Если после Спаса лошадь искупаешь — кровь застынет».
Начинать сев озимых. Считалось, что посеянное на Спас зерно даст крепкий урожай. Недаром в народе говорили: «Спас — первый сев», «Спас — всему час».
Петь песни и водить хороводы. Хоть это и начало поста, вечер накануне и утро Спаса еще позволяли молодежи веселиться. На полях, на выгонах и в деревнях звучали последние летние песни перед осенним молчанием.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев