Все мы знаем, что корякская письменность появилась в самом начале 30-х годов прошлого века благодаря лингвисту С.Н. Стебницкому и его коллегам.
А вот как описывает «письменность» коряков известный исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев в дневниках камчатских экспедиций 1918 и 1923 годов: «Первобытное письмо коряков. Г-н Кантор, бывший заведующий складами Торгово-Промышленного Общества, передает любопытные сведения о первобытном письме Коряков. Посылая письмо в Общество, к которому часто приходили пароходы, и которое имело магазин, откуда туземцы получали все для себя необходимое, они вместо адреса на обложке рисовали пароход и весы. Просьбу изображали человеком, стоящим с протянутыми руками, а рядом с ним три мешка муки, голову сахару, две свечи и бутылка водки».
А вот любопытная история о «просветителях» местного населения. «Случилось одному человеку поссориться с жителями Ключевского селения. Уезжая от них, он сказал: «Дикие вы люди – жить вам в тайге с медведями». Спустя два дня медведь задрал корову, потом другую, третью. Поднялся вопрос о том, что надо медведя этого выследить и убить, но тут вдруг выступил учитель, якобы окончивший университет, с заявлением, что медведь – это «напущенный» и поэтому его нельзя бить…Постановили медведя не трогать. В одно лето он зарезал 18 голов рогатого скота и, несмотря на это, Ключевские камчадалы, идя на охоту за медведями, нарочно обходят то место, где живет запретный медведь, даже при встрече с ним стараются отойти в сторону, чтобы не искуситься и не выстрелить. Хорош учитель! Что хорошего даст он народу?»
#Палана #библиотека #история #письменность
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев