Фанатам киберпанка обязательно к просмотру: впечатления от «Марс Экспресс».
Неплохой анимационный фильм, который оценят поклонники «Бегущего по лезвию», "Cyberpunk 2077" и «Призрака в доспехах»
В мае в российских кинотеатрах и «в цифре» вышел «Марс Экспресс» – французский мультфильм в киберпанк-сеттинге. Картина привлекла внимание поклонников жанра уже давно, когда ее решили показать на Каннском кинофестивале. Мы тоже посмотрели «Марс Экспресс» и считаем, что про эту работу обязаны знать все: полнометражный дебют Жереми Перена невероятно хорош.
События «Марс Экспресс» разворачиваются в XXIII веке, когда Земля отравлена экологической катастрофой, а человечество уже активно путешествует между планетами. Технологии развиваются: распространены различные аугментации, а роботы стали играть такую важную роль в жизни общества, что люди устраивают против них демонстрации.
Главные герои – детектив Алин Руби и ее механизированный помощник Карлос Ривера. В начале фильма они получают новое задание: найти пропавшую студентку, которая занималась перепрограммированием роботов. По всем законам жанра эта история окажется лишь вершиной айсберга, но даже намекать на дальнейшее развитие сюжета было бы преступлением.
Лучшие изометрические ролевые игры — подборка игр Фанаты киберпанка часто жалуются, что жанр «умер» примерно в начале 2000-х. Именно тогда выходили лучшие фильмы и аниме, которые советуют даже спустя несколько десятков лет. «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию», «Матрица», «Акира», «Эксперименты Лэйн» и «Эрго Прокси» не просто остаются актуальными в 2024, но по ряду критериев легко уделывают даже более поздние и современные работы.
Однако нельзя отрицать, что отличные киберпанк-истории в кино и на телевидении продолжают выходить. Дени Вильнев снял «Бегущего по лезвию 2049», CDPR выпустила Cyberpunk 2077, а по мотивам игры сделали отличное аниме Cyberpunk: Edgerunners. Киберпанк-темы затрагивают в антологии «Любовь. Смерть. Роботы» и сериале «Психо-паспорт», но настоящим поклонникам историй о мрачном будущем этого все равно будет мало.
«Марс Экспресс» – одновременно компиляция идей из многих перечисленных произведений и самостоятельное произведение: со своим миром, законами и персонажами. Представлять зрителю новую вселенную – та еще задача, но даже вся нужная экспозиция в новом фильме подается мастерски, без занудных диалогов, длинных пояснений и тщательного разжевывания. Авторы придерживаются одного из главных законов кино – показывай, а не рассказывай.
Это касается всего – устройства мира, прошлого главных героев, уровня развития технологий и так далее. «Марс Экспресс» начинается с динамичной сцены погони, после которой остается примерно с десяток вопросов. Однако сценаристы не останавливаются, чтобы ответить на них. Сюжет летит дальше, а внимательный зритель получает ответы из деталей окружения, коротких диалогов и едва заметных жестов персонажей.
Бешеный темп отчасти даже вредит фильму: уж слишком много, но быстро иногда показывают в кадре. Причудливые роботы, пейзажи городов будущего, экшен-сцены – фильм часто хочется поставить на паузу и рассмотреть труды дизайнеров. Нарисован «Марс Экспресс» не супердетально, но все равно красиво. Автор «Неуязвимого» в смешном камео второго сезона рассказывал, как приходится срезать углы при создании анимационных сериалов, и это тот самый случай. Создатели не тратили время на невероятно детальные кадры, как в старом «Призраке в доспехах», но все важные сцены сделали зрелищными, плавными и яркими.
Новый фильм впечатляет не только картинкой и грамотной работой с экспозицией, но и отличным сюжетом. Он в меру сложный, полный интересных, не всегда очевидных деталей. При этом история не перегружена лишней информацией: абсолютно все развешенные ружья тут стреляют, а упущенные в первый раз нюансы обретают смысл при повторном просмотре. Мнения зрителей по поводу финала несколько разделились, но, на мой взгляд, он тут полностью соответствует жанру.
Не разочаровывают и персонажи, пускай они не слишком оригинальны. Местами даже совсем клише: особенно детектив, испытывающий проблемы с алкоголем. Однако авторы находят способы раскрыть героев, добавить к их характерам важные штрихи тут и там, поэтому расставаться с ними в финале совсем не хочется.
Крутые киберпанк-истории умеют напугать, показать будущее, в котором должно быть хорошо, но утопия все равно не наступает. «Марс Экспресс» отлично справляется и с этой задачей: чудесные аугментации и роботы-помощники не делают людей счастливее, а людские слабости приводят к ужасным последствиям.
Однако если вы не любите киберпанк-произведения именно из-за чрезмерной мрачности, то новому анимационному фильму все равно стоит дать шанс. Авторы не стараются вогнать зрителя в депрессию, не пытают мрачными закадровыми диалогами и даже не давят темной картинкой. Мир «Марс Экспресс» можно даже назвать ярким и в какой-то мере приятным: его темная сторона раскрывается медленно, отдельными сценами, над которыми интересно размышлять потом.
После просмотра мультфильма хочется еще: приквел, спин-офф, хоть что-нибудь. И это, пожалуй, лучшая похвала для новой работы Жереми Перена. В эпоху сериалов и затянутых историй французский постановщик умудряется уместить в два часа все: юмор, драму, экшен, насилие, интригу, отсылки к культовой классике и несколько интересных фантастических тем.
Среди недостатков можно выделить разве что некоторую сумбурность из-за упомянутого быстрого темпа. Фильм надо смотреть внимательно: отбежав буквально на полминуты за едой, можно пропустить какую-нибудь важную для понимания истории информацию. Один из важных сюжетных поворотов вообще объясняют во время напряженной экшен-сцены, поэтому есть шанс, что за разъяснением придется отправиться на какой-нибудь Reddit.
Также стоит предупредить, что каких-то революционных идей от фильма ждать не стоит. Особенно, если вы большой поклонник фантастики: все, о чем рассказывают в «Марс Экспресс», уже где-то показывали или описывали, причем давно. У авторов получился достаточно самобытный мир, однако в какие-то глубокие размышления они не вдаются. Скорее напоминают, за что мы полюбили этот жанр.
«Марс Экспресс» – обязательный к просмотру анимационный фильм, особенно для поклонников киберпанка и научной фантастики. Такие работы выходят не каждый год: у Перена получилась красивая, зрелищная, интересная и атмосферная история о людях, роботах, технологиях и, конечно, злых корпорациях.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев