Так вот, одной из главных фишек моей киберпанковской подборки является включение в нее фантастики на русском языке. Но, как уже писал выше, объем вчерашнего обзора не позволил этого сделать. Тем более, что просто механическая вставка а-ля «а вот и наши» будет несколько нелогичной. Требуется сказать хоть пару слов про явление киберпанка русских фантастов. Так что, хоть разрывать статьи не очень правильно, но зато есть возможность донести мысль до читателя без сокращений и вырезаний. Поехали.
Итак, жанр киберпанка зародился в среде заокеанских фантастов, в начале восьмидесятых годов прошлого века, как реакция на общественно-экономическую ситуацию на тот момент. Экономический застой, инфляция, рост преступности и засилье японской техники наводили на мысль о фантастическом допущении антиутопического будущего, в котором происходит социальный регресс, рост влияния корпораций и прочих акул капитализма, в связке со всякими мафиози и якудзами. Ну а появление компьютеров и информационных технологий позволяли грезить о большом прогрессе компьютерных и информационных разработок, кибернетики, робототехники и т.п. К этому добавим атмосферу и оригинальность ночных неоновых городов, моды на все японское, героя – одиночку, бунтующего против реальности, и получим зарождение нового направления научной фантастики. Когда общественные условия изменились и, по сути, киберпанк стал не очень актуален, он зажил своей жизнью, трансформируясь в фантастику «посткиберпанка». Ну и, конечно, отцы – основатели киберпанка черпали вдохновение в фантастике авторов прошлых лет. К такой фантастике относятся и романы А. Бестера «Тигр! Тигр!», Ф. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Р. Желязны и Ф. Саберхагена «Витки». Их включил во вчерашний обзор под номерами 1-3. Классический киберпанк представлен в подборке романами У. Гибсона «Нейромант», Б.Стерлинга «Схизматрица», М. Суэнвика «Вакуумные цветы», У. Уильямса «Оголенный нерв», Д. Эффинджера «Когда под ногами бездна» (4 – 8 в статье). В качестве примеров посткиберпанка указана фантастика Н. Стивенсона «Лавина», Р. Моргана «Видоизменный углерод», У. Гибсона «Перефирийные устройства», Ч. Цюфаня «Мусорный остров» (п.8 – 12) Если у вас нет времени читать вчерашний материал, то вот самое краткое его изложение.
Нет комментариев