Родился в Москве, в семье командира Красной Армии: «Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя, к тому времени, матушка Мария Шевченко, привезённая в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию, Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата „ас“ было отброшено, и отец мой стал просто Визбором)». Однако исследователь биографии Визбора — Юрий Азаров — указывает, что в дореволюционных документах фамилии и отца, и деда писались уже как Визбор; таким образом, возможно, именно в Литве семья латышей Визборов стала именоваться на литовский манер Визбарасами.
Семья отца Юрия Визбора имела свою интересную историю: увлечённость революционными идеями передалась Иозасу (именно так имя звучит по метрике) от его отца — Ионаса Визбараса, железнодорожного весовщика, члена РСДРП, участника революции 1905 года, бежавшего в 1911 году из ссылки в Америку (где он стал владельцем парикмахерской и скончался в 1956 году). Его младший брат — Феликсас Визбарас — был известным в Литве архитектором, построил здания почтамта и телефонной станции в Каунасе; видимо, у него отец Юрия Визбора научился рисовать. Бабушка Юрия Визбора, Антосе Фиревичуте (в официальных бумагах он её называл Антониной Юрьевной), была оперной певицей и тоже жила в Каунасе.
Родители Юрия Визбора познакомились в 1931 году в поезде Краснодар — Сочи. Молодые люди поженились и уехали в Душанбе (тогда Сталинабад), куда молодой супруг был направлен «для окончательной победы над басмачеством» и где вскоре получил пулю из маузера в спину (был задет позвоночник). В 1932 году семья возвращается в Сочи, затем переезжает в Москву, где в 1934 году и рождается (после двух не удавшихся, к счастью, попыток Марии Григорьевны, пока муж был в очередной командировке, сделать аборт — именно отсюда в автобиографии «я родился по недосмотру») сын Юрий. Но отношения в семье были напряжёнными. Мария с грудным ребёнком на руках возвращается в родной Краснодар и, хотя Иосиф вскоре опять увозит её в Москву, даже успевает оформить развод.
Однако именно этот развод, как это ни кажется парадоксальным, и спас семью, когда в январе 1938 года отец Юрия был арестован и уже в апреле расстрелян по обвинению «в принадлежности к контрреволюционной латышской националистической организации и подготовке террористических актов» (в 1958 году — посмертно реабилитирован). Семью выселяют из комнаты в жилтоварищеском посёлке художников и чекистов «Сокол», и Мария Григорьевна, опасаясь судьбы семей «изменников Родины», уезжает подальше из Москвы, в Хабаровск. Наладить новую жизнь в Хабаровске не удалось, и семья возвращается в переполненную московскую коммуналку «на Ленинградке», недалеко от старинного Петровского замка с Академией им. Жуковского, где они и встречают начало войны. В конце лета 1941 года Мария Григорьевна с семилетним сыном вновь уезжают в родной Краснодар, но летом 1942 года, когда к городу подходят немцы, возвращаются в Москву и селятся на достаточно «окраинной» тогда Сретенке. Юра Визбор учится сначала в школе на улице Мархлевского, затем в «мальчиковой» школе № 281 в Уланском переулке, но вскоре семья переезжает на Новопесчаную улицу.
В своей автобиографии Юрий Визбор вспоминает: «В четырнадцать лет под влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере, где я работал помощником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием: Сегодня я тоскую по любимой / Я вспоминаю счастье прежних дней / Они как тучки пронеслися мимо, / Но снова страсть горит в груди моей... Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке. Состоялось расследование насчёт «прежних дней». На следующий день на своём столе я обнаружил «случайно» забытую матушкой брошюру «Что нужно знать о сифилисе». Всё-таки матушка была прежде всего врачом. О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо лётчиком. С девятого класса я повадился ходить в аэроклуб, летал на По-2 и Як-18.»
В 1951 году семнадцатилетний Визбор окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. Вот как он вспоминал об этом: «Мне позвонил приятель из класса Володя Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта мне показалась смешной, но Володя (по классной кличке Мэп — однажды на уроке он спутал английское слово «мэм» с «мэп») уговорил меня просто приехать и посмотреть это «офигительное» здание. Мы приехали на Пироговку. и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию — там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему «Лу-лу-бай». Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попереминались с ноги на ногу и я ему сказал: «Поступаем».» Однако необходимо уточнить: Визбор в своём рассказе «тактично умолчал», что перед поступлением в МГПИ у него по причине «неподходящего» происхождения (зловещая аббревиатура ЧСИР и «подозрительная» для времён борьбы с «безродными космополитами» фамилия) просто не взяли документы ни в МГУ, ни в Институт международных отношений, ни в Институт геодезии, картографии и аэрофотосъёмки. Учителей же — и особенно учителей-мужчин — в стране не хватало, и в МГПИ, как ни странно, на происхождение посмотрели сквозь пальцы.
В годы студенчества Визбора в МГПИ учились Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр Фоменко, Юрий Коваль. В начале 1950-х МГПИ был одним из центров зарождавшегося жанра самодеятельной, или авторской, песни (недаром об аббревиатуре МГПИ шутили, что это не «московский педагогический», а «московский поющий», и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра, уже на первом курсе сочинив свою первую песню «Мадагаскар». К периоду учёбы относятся десятки его ранних песен, в том числе гимн МГПИ—МПГУ: «Много впереди путей-дорог...» Первая песня, музыка которой полностью принадлежит Ю. Визбору, — Синие горы (1956).
В 1955 году Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература», с августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область). В октябре того же года был призван в ряды Советской Армии. Проходил срочную службу в воинских частях, расположенных на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (ныне Мурманская область). К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа. К теме Кандалакши Визбор возвращался и в более поздние годы («Ах, как мы шли по Кандалакше, была дорога нелегка…»)
В октябре 1957 года демобилизовался из армии в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. В феврале 1958 года Юрий Визбор и Ада Якушева сыграли свадьбу, и их дом № 8\10 на улице Неглинной стал подлинным «штабом» самодеятельной бардовской песни. Тогда, ещё до начала «магнитофонной эры», песни передавались из уст в уста, из тетрадки в тетрадку. К Визбору приезжали герои его репортажей со всего Советского Союза. В одном из своих стихотворений Дмитрий Сухарев так описал жизнь в доме Визборов: «Пели чисто, жили просто — на какие-то шиши / Было жанра первородство, три аккорда, две души / На Неглинной у Адели, где игрушки на полу, / Пили, ели, песни пели, дочь спала в своём углу...»
Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Его песни, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции, сначала в Москве, а затем и по всей стране. В 1962 году Юрий Визбор принял участие в создании радиостанции «Юность». В 1964-м выступил как создатель жанра песни-репортажа: в первом номере журнала «Кругозор» публикуется его первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр». В дальнейшем Визбор много и плодотворно работал в теледокументалистике и тележурналистике, выступал как сценарист, ведущий; во многих фильмах в его исполнении звучит дикторский текст и, конечно, песни.
Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Это увлечение нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др.) и сделало их популярными среди туристов. Не все знали, кто именно является их автором, и эти песни считались подлинно народными.
Юрий Визбор был женат три раза. Дочь Визбора и его первой жены Ады Якушевой Татьяна стала теле- и радиожурналисткой. Их внучка Варвара Визбор актриса и певица, сегодня исполняет песни деда в джазовом ключе. Второй женой Визбора стала актриса Евгения Уралова — их знакомство состоялось на съёмках фильма «Июльский дождь» (1966). В этом браке, заключённом в 1967 году, родилась дочь Анна. Брак с Евгенией Ураловой распался из-за художницы Татьяны Лаврушиной, однако этот брак продлился лишь чуть больше полугода и особого следа о себе не оставил. Поэтому третьей женой Визбора обычно называют журналистку Нину Тихонову с которой они поженился в 1974 году и с которой Визбор не расставался до конца своей жизни.
За 33 года Юрием Визбором написано более 300 песен, более пятидесяти его стихотворений было положено на музыку другими композиторами. В марте 1984 года Визбор пишет свою последнюю песню — «Цейская», в апреле того же года ему ставят диагноз «рак печени», а 17 сентября 1984 года Визбор скончался в возрасте пятидесяти лет. Еще одна загадка — навсегда потерянная для публики, сожженная Визбором за неделю до смерти рукопись. Что хотел рассказать Юрий Визбор о себе, своем времени и поколении? Почему вдруг решил, что не стоит этого делать? А может, он всё сказал в своих песнях?
Память:
В Осташковском районе Тверской области ежегодно проводится фестиваль авторской песни «Распахнутые ветра» имени Юрия Визбора. В Москве (район «Покровское-Стрешнево») существует спортивный клуб альпинистов и скалолазов им. Ю. Визбора (г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 84, корп. 9). В Архангельской области в посёлке Кизема проводится фестиваль авторской песни, посвященный памяти Юрия Визбора (там он работал учителем в школе после окончания ВУЗа и вскоре оттуда был призван на срочную службу в армию). В марте 2006 года на горе Чегет во время проведения VII Фестиваля горнолыжной авторской песни «Приэльбрусье» была установлена мемориальная доска «одному из основоположников жанра авторской песни, известному барду, актёру, драматургу, журналисту Юрию Иосифовичу Визбору».
Книжные публикации:
Первые рассказы и повести были посвящены студенческой и армейской жизни, часть из них была опубликована в периодике, другие вышли в книжных изданиях лишь в конце ХХ века. Первый сборник прозы «Ноль эмоций» вышел в 1966 году, он был посвящён труду и быту людей, живущих на Севере. Тогда же в сборнике «Спутник туриста» были изданы его песни (с нотами) «Распахнутые ветра» с указанием автора и «Россия» без указания автора. Поэтические сборники тоже начали выпускаться ещё во времена СССР: «Я сердце оставил в синих горах» (1986), «Сад вершин» (1988). Но наиболее значимым изданием стал выпущенный в 1999 году двухтомник стихов, песен и прозы.
Работы Визбора в кино:
Первую роль в кино Визбор сыграл в 1966 году, снявшись в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». По собственному признанию Визбора, когда режиссёр позвонил ему и предложил сняться в кино, он воспринял это как розыгрыш. Тем не менее для непрофессионального актёра дебют Визбора оказался очень убедительным, и роль обаятельного «человека с гитарой», обольстителя девушек Алика стала одной из его главных удач. В фильме Визбор исполнил три песни — «Простите пехоте» Булата Окуджавы, «Обеденный перерыв» Евгения Клячкина и собственную «Спокойно, дружище, спокойно».
В дальнейшем Визбор довольно регулярно снимался в кино, отметившись в таких знаковых для 1960-70-х гг. фильмах, как «Красная палатка», «Начало», «Дневник директора школы». Особенно удачной стала главная роль в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я», где он сыграл в паре с Аллой Демидовой. Также примечательна его роль в фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). Редкое обаяние позволяло актёру делать запоминающимися даже маленькие эпизоды. Несколько особняком стоит в актёрской карьере Визбора роль рейхсляйтера Мартина Бормана в многосерийном телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны». Она нехарактерна для Визбора, к тому же, вопреки обыкновению, озвучена не самим актёром. Однако именно она стала «визитной карточкой» Визбора-актёра и остаётся ею до сих пор.
Визбор исполнял песни других авторов в довольно многих кино-, теле- и документальных фильмах. Песни самого Визбора в авторском исполнении звучат, например, в кинофильме «Такая она, игра» (1976, режиссёры Н. Малецкий, В. Попков). Для использования в авторском исполнении написанной гораздо раньше песни «Серёга Санин» создатели кинофильма «Нежность к ревущему зверю» пошли на изменение имени одного из главных героев. Песня «Александра» к фильму «Москва слезам не верит»(1979) была написана совместно с Сергеем Никитиным и Дмитрием Сухаревым. Песня «Ты у меня одна» проходит рефреном через одноимённый фильм (1993) — песня была популярна во времена молодости героев киноленты.
Примечание к биографии:
В поэтическом творчестве Юрия Визбора неоднократно встречаются стихи, которые косвенно можно отнести к фантастической тематике:
- Песня «Вставайте, граф!...» — конечно, это не столь ярко-выраженное «попаданчество» в прошлое, как, например «Янки при дворе Короля Артура», может быть у Юрия Визбора лирическому герою это только всё во сне привиделось... Есть некая «хроно-фантастическая сумасшедшинка» и в песне «Тост за Женьку». Песня «Лирическая-диалектическая» — имеет апокалиптический/пост-апокалиптический сюжет о Шестой и Седьмой Мировых войнах.
- К фантастике «космической тематики» относятся песни «Астрономы», «Да будет старт!», «Прикосновение к Земле», а песня с рефреном в каждой строфе: «Ведь притяженье звездного пространства — сильнее притяжения Земли» — в 1980 году вполне заслуженно стала неофициальным гимном советских космонавтов.
- Ну а строфы с «мистической сумасшедшинкой» — как, например, в стихотворении «Спутники»: «Некто Вольфганг Амадеевич / Слал нам ноты из-за облака, / Друг наш, Николай Васильевич / Улыбался сквозь туман» — встречаются у Визбора довольно часто.
- В 1975 году в издательстве «Искусство» вышла (в соавторстве с Марком Захаровым) драматическая фантазия «Автоград-ХХI». Но надо сказать, что в данном случае «фантазия» — не является синонимом «фантастика».
Юбилейный сайт
vizbor80.ruЮрий Визбор на сайте
bards.ru.
При подготовке биографии использованы материалы книги А. Кулагина «Визбор», изданной в серии ЖЗЛ (читать онлайн здесь)
Можно посмотреть и послушать два видео-ролика:
1. «Вечер бродит по лесным дорожкам» исполняют Ада Якушева с дочерьми Татьяной Визбор и Дарьей Кусургашевой (Грушинский фестиваль, вторая половина 80-х годов).
2. «Ты — моё дыхание» исполняют Татьяна Визбор с дочерью Варей; гитары: Юра Визбор-младший, Дима Григорьев (Пятый концерт «Наших песен удивительная жизнь»)
Комментарии 2