Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Изгнание владыки". Изображение взято из открытых источников В советские период фантастику частенько относили к детско-юношескому чтению. Дескать, она должна звать молодежь во ВТУЗы и прививать тягу к получению знаний. Был период, когда фантастов возмущала эта установка. Они хотели говорить с более широкой аудиторией. Откровенно говоря, нам любителям фантастики, протирающим штаны на школьной скамье, в 70-80-х, было все равно, для кого предназначена фантастика, лишь бы ее было побольше. И хорошо бы, чтобы - с картинками, такими, например, которые рисовал Лев Смехов.
Лев Мотсеевич Смехов. Лев Моисеевич Смехов, дядя известного киноактера Вениамина Смехова, родился 25 июля 1908 года. Окончил факультет графики в легендарном ВХУТЕМАСе. Дебют в книжной графике - иллюстрации к пьесе Карла Гольдони "Слуга двух господ" (Труффальдино из Бергамо) - состоялся в 1929 году. Впоследствии Смехов много иллюстрировал литературную классику, книги Льва Толстого, Александра Куприна, Проспера Мериме, Уильяма Шекспира и других. В 1930 году он стал главным художником "Пионерской правды", в частности иллюстрируя публикуемую в ней фантастику. Работал и для других популярных газет и журналов, а также - книжных изданий. Скончался Лев Моисеевич в 1978 году.
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Тайна двух океанов". Фантастику Смехов стал иллюстрировать еще в тридцатых годах. Так в газете "Пионерская правда" в 1936 году появились его иллюстрации к роману Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" (1927). А в журнале "Знания - сила" - к фрагментам романа Григория Адамова "Тайна двух океанов" (1938). Уже в этих работах Льва Моисеевича проявилась динамика и привлекающая читателя таинственность, которая свойственна любой хорошей фантастике.
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Изгнание владыки". После Великой Отечественной войны начали выходить книги советских фантастов, проиллюстрированные Смеховым. Его работы сразу привлекли внимание тех самых подростков, которым в те годы и предназначалась продукция книжных издательств, публикующих фантастические и приключенческие романы. Особенно славилась серия "Библиотека приключений и научной фантастики", выпускавшаяся "Детгизом". В этой серии и появились работы Льва Моисеевича.
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Одновременно с журналом "Техника - молодежи", в 1957 году газета "Пионерская правда" публикует главы из романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", с иллюстрациями Льва Смехова. Художник по своему увидел мир далекой безымянной планеты в системе Железной звезды, и на мой вкус, ему удалось нарисовать электрических медуз более пугающими, нежели это сделал Александр Побединский. В них воистину таится инопланетный ужас.
Лев Смехов. Иллюстрация к роману Александра Колпакова "Гриада". Вероятно, наиболее известны иллюстрации Льва Моисеевича к газетной публикации романа Александра Колпакова "Гриада" (Пионерская правда, 1959 год, №№75-154). Мне кажется, что художник великолепно сумел передать причудливые миры и ситуации, которых так много в этом произведении. И сделать это в серии небольших по формату рисунков, что само по себе заслуживает восхищения.
Лев Смехов. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Подземное путешествие Алеши Перца". Работая над статьей, порой делаешь неожиданные для себя открытия. Например, я узнал, что "Юный натуралист" тоже публиковал фантастику. В 1959 году, в 6,7,8 и 10 №№ печаталась научно-фантастическая повесть Сергея Жемайтиса "Подземное путешествие Алеши Перца" (Алеша Перец в стране гомункулусов; 1959). И это издание было великолепно проиллюстрировано Львом Смеховым.
Лев Смехов. Иллюстрация к повести-сказке Алексадра Волкова "Семь подземных королей". Не менее удивительна публикация повести-сказки Александра Волкова "Семь подземных королей" в журнале... "Наука и жизнь" в 10 и 12№№ за 1964 год. Мы привыкли к образам созданным художником Леонидом Владимирским, но всмотритесь в работу нашего героя! Разве эти персонажи не милы? Особенно - дракон! Признаться, я бы и от книжки с такими картинками не отказался бы, но увы, большинство иллюстраций Смехова осталось на газетно-журнальных страницах.
Лев Смехов. Иллюстрация к повести Алексадра Ломма "Ночной орел". В 1967 году с января по февраль "Пионерская правда" публикует повесть Александра Ломма "Ночной орел". Любимая газета советских пионеров уже стала цветной и иллюстрации Смехова - тоже стали цветными. Хотя и в черно-белых он прекрасен. Например в иллюстрациях к повести Александра Мирера "Субмарина "Голубой кит", которая тоже впервые была опубликована в "Пионерке", с февраля по май 1968 года.
Лев Смехов. Иллюстрация к повести Алексадра Мирера "Субмарина "Голубой кит". Мне не довелось в детстве встречаться с иллюстрациями Льва Моисеевича Смехова так сказать, вживую. Когда я подрос, его работы уже не появлялись в периодике. И все-таки в моем восприятии этот художник по полному праву входит в плеяду блестящих советских иллюстраторов фантастики. В его рисунках чувствуется любовь к своей работе и колоссальная трудоспособность. Ведь та же "Пионерка" выходила довольно часто и нужно было успеть создать очередную иллюстрацию к повествованию, от которого захватывает дух.
Лев Смехов. Иллюстрация к рассказу Михаила Зощенко "Элегия в прозе". Изображение взято из открытых источников Продолжение следует...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев