Да, дамы и господа, друзья и товарищи, автор этой книги тот самый великий и ужасный Георгий Филиппович Байдуков — советский лётчик-испытатель, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР), автор беллетристической и мемуарной литературы. Лётчик, установивший множество мировых рекордов по дальности перелётов и их высотности.
18 августа 1939 года в газете «Московский большевик» был помещён отрывок из сценария Г. Байдукова и Д. Тарасова «Разгром фашистской эскадры». Г. Байдуков. Разгром вражеской эскадры: Киносценарий / В соавт. с Д. Тарасовым // Сценарии оборонных фильмов. – М.: Госкиноиздат, 1940 – с.3-.7 Создан на основе одноименного рассказа.
В произведении Г. Байдукова «Разгром фашистской эскадры» (где автор всего лишь пропагандируется полуфантастический дизельный бомбардировщик) прослеживался пропагандистский дух кинофильма «Если завтра война» и книги Н. Шпанова «Первый удар. Повесть о будущей войне». В рассказе показан ответный удар Красной Армии на военную провокацию фашистов: армады краснозвездных воздушных крейсеров наносят бомбовые и торпедные удары по сухопутным и морским силам врага. Далее вступает в дело артиллерия, а затем Красная Армия победным маршем заканчивает операцию с деморализованным и разбитым врагом. Интересен финал сюжета: по телефону говорит комкор Иванов: «Здравствуйте, Климент Ефремович! Нет... В сводках никакой фантастики... Наоборот, я сознательно преуменьшил... Пленных? Много, очень много... Трофеи? Я боюсь, вы не поверите, Климент Ефремович. Да мы сами не верим... Потери незначительные...»
В данном произведении речь шла об оборонительной войне. Но ровно через год прославленному летчику война видится уже в ином свете. В огромной статье о будущей войне Байдуков даже не упоминает об обороне. Вот как он описывает желанную войну: «Какое счастье и радость будут выражать взоры тех, кто тут в Кремлевском дворце примет последнюю республику в братство народов всего мира! Я ясно представляю: бомбардировщики, разрушающие заводы, железнодорожные узлы, мосты, склады и позиции противника; штурмовики, атакующие ливнем огня колонны войск, артиллерийские позиции; десантные корабли, высаживающие свои дивизии в глубине расположения противника. Могучий и грозный воздушный флот Страны Советов вместе с пехотой, артиллеристами, танкистами свято выполнит свой долг и поможет угнетенным народам избавиться от палачей» (Правда. 1940, 18 августа).
Вскоре после «Разгрома фашистской эскадры» в газете «Правда» появляется очерк-фантазия о будущей войне «Последний прорыв», в котором действует тот же герой – Снегов. На этот раз действие перенесено «на второй месяц войны с фашистскими хищниками». Экипаж Снегова, которому было приказано разрушить главный узел обороны противника, углубился на 950 километров к западу, прижав врага к его последним укреплениям. А добили врага загруженным взрывчаткой трофейным бомбардировщиком, оснащенным аппаратурой автоматического дистанционного управления. Гремит чудовищный взрыв, возвестивший о начале наземного штурма. Мимо Снегова «двигаются бесконечные резервы тяжелых танков, механизированных орудий, пехоты. Вверху проносятся эскадрильи боевых самолетов. Земля и воздух содрогаются от могучей силы, устремляющейся в прорыв последней полосы укреплений фашистов».
В июне 1939 года Байдуков вместе с литератором Д. Тарасовым завершает сценарий «Разгром фашистской эскадры», в основу которого были положены сюжеты обоих очерков. Его фрагменты были опубликованы в августе того же года за несколько дней до визита Риббентропа в Москву и потому после подписания советско-германского договора о ненападении сценарий был переименован в «Разгром вражеской эскадры». Сценарий попал в тематический план кинопроизводства на 1940-1941 гг. Его экранизация была доверена А. Птушко и к участию в работе над фильмом были приглашены военные консультанты Наркомата обороны и Военно-морского флота по разным родам оружия. Съемки шли полным ходом на черноморском побережье, но в декабре 1940-го «Разгром вражеской эскадры» был неожиданно снят с производства «из-за низкого качества материала и устаревшего сценария». Когда началась Великая Отечественная война, руководство «Мосфильма» поручило А. Птушко возобновить работу над картиной и выпустить ее не позднее 1 сентября 1941 года, однако этот проект так и не был завершен.
Нет комментариев