Последний роман Айзека Азимова. Вышел уже после его смерти. Азимов решил, что его следующая книга цикла «Академия» будет написана как серия из пяти новелл, а не как один непрерывный роман, где истории будут следовать за карьерой Гэри Селдона от Прелюдии до Академии с интервалами в десять лет.
К сожалению, после начала работы над первой новеллой, в июне 1989 года здоровье Азимова начало ухудшаться. К декабрю 1989 года он уже проводил большую часть времени в постели, а в январе 1990 года был госпитализирован. Вышел из больницы в феврале 1990 года, но начал писать медленнее. Здоровье Азимова продолжало ухудшаться в течение этого и следующего годов. Хотя он закончил черновой вариант четвертого рассказа, но не смог его завершить, и вместо пятого рассказа написал краткий эпилог. Азимов умер 6 апреля 1992 года. После смерти писателя его жена Джанет вместе с издательством Doubleday работала над редактированием четвёртого рассказа и эпилога, которые были собраны с тремя уже написанными и опубликованными ранее рассказами в роман.
Первой историей в романе «На пути к Академии» стала одноимённая повесть. «Cleon the Emperor» стал второй частью — «Cleon I», а «Consort» стал третьей частью — «Dors Venabili». Четвёртая часть — «Ванда Селдон» и заключительная пятая часть — «Эпилог».
«На пути к Академии» был опубликован Doubleday в апреле 1993 года, через год после смерти Азимова. Премия читателей журнала «Азимов» присуждена не за весь роман, а только за повесть «Cleon the Emperor». В русских изданиях пропущено посвящение «Всем моим преданным читателям».
Для потомков жизнь Хари Сэлдона полна загадок и белых пятен. Например, мало кто знает, что только с его участием был предотвращен правительственный кризис при Клеоне I, когда молодая, но быстро набирающая обороты партия джоранумитов открыла обществу истинное происхождение премьер-министра Демерзеля...
Это очень грустная книга. Жизнеописание Гэри Селдона не как бег по лестнице, где каждая ступенька — очередное достижение, кирпичик в здании Психоисторического Проекта, а как череда потерь и утрат человека, посвятившего жизнь работе и оттого не познавшего в достаточной мере простых, но столь необходимых радостей жизни с близкими людьми, и теряющего их одного за другим. Вероятно, настроение книги задаётся состоянием самого писателя, предвидевшего свою близкую смерть, но до последнего часа не утратившего литературного мастерства. Тот самый нерукотворный памятник великому, даже не американскому, а человеческому, фантасту Айзеку Азимову.
Комментарии 4
Тем не менее, романы понравились и запомнились.
Вроде, сериал сейчас снимается или уже снят по "Академиям". Надо будет посмотреть.