Мне кажется, трудно найти в истории советской фантастики что-либо подобное «Открытию себя». К какому жанру вообще можно отнести то, что вышло из-под пера Владимира Ивановича Савченко? Что это – философская фантастика? Сатирический детектив? Бытовая психологическая драма? Научно-социальный мысленный эксперимент? Или все вместе, вперемешку? Думаю, что последнее – все перечисленное сплетено в единое целое настолько хитро и умело, что не стоит и пытаться приклеить к книге какой-нибудь один определенный жанровый ярлык. Можно только попробовать перечислить, что же в «Открытии себя» вообще имеется и с какими другими, более известными образцами фантастики того времени здесь можно отыскать сходство.
А в общем и целом, перед нами замечательный роман! Попался мне еще в школьные годы и покорил совершенно. Все лучшее от советской фантастики: гуманизм, безусловно оптимистический взгляд на будущее, герои — сильные, честные и творческие люди. И в то же время — никакого пафоса, никакой ложной суеты и спецэффектов ради спецэффектов. Картина кажется почти реальной (ну разве чуть-чуть приподнятой, как и положено произведению искусства).
Следователь Матвей Аполлонович Онисимов, отправляясь в Днепровский институт системологии, ожидал рутинного расследования: нарушение техники безопасности, несчастный случай на производстве, виновные установлены, дело закрыто, в архив. Но вместо привычной работы на несчастного Онисимова сразу же обрушилась лавина невероятных событий.
Сначала за считанные минуты труп погибшего, инженера Кривошеина, у всех на глазах превратился в скелет. На запрос, посланный Онисимовым по поводу ассистента Кривошеина, харьковского студента Виктора Кравца, пришел ответ, что никакого Кравца в Харькове не существует и не существовало. И, наконец, в Днепровске объявляется Кривошеин собственной персоной, вполне живой и здоровый. Он тут же неопровержимо доказывает, что уже год как живет в Москве и учится в аспирантуре, а потом нахально советует Онисимову закрыть дело — все равно, дескать, следователю тут ничего не понять, как бы он ни старался...
А какой простор для мечты: бесконечная возможность совершенствовать организм, излечивать любые болезни одной силой мысли и способностью к трансформации... И все это не в руках персонажей мрачноватой антиутопии, а исходит от героев исключительно благородных и честных. И так верится в хороший финал не только книги, но и всей истории для человечества. «Три инженера шли на работу...» Вспомнился аналогичный возглас Климова из «Через тернии к звездам»: «Я на работе! У меня хорошая работа!».
А эпиграфы к главам романа?! Это что-то феерическое — современный Козьма Прутков! Вот один из афоризмов (насколько я помню): «Относительность знаний — великая вещь. Из арифметики мы знаем, что 2 плюс 2 равно четырем, но ликовать рано. Например, в физике 2 плюс 2 оказывается меньше четырех — сказывается дефект массы. А в таких тонких науках, как социология или этика, — так там не то что 2 плюс 2, но даже 1 плюс 1 — это то ли будущая семья, то ли сговор с целью ограбления банка». Даже прочитать одни эпиграфы — получить огромное удовольствие!
В одной из аннотаций к роману сказано: «Открытие себя» — один из последних великих романов «золотого века» отечественной фантастики. Полностью с этим согласен.
Комментарии 3