Не думайте, что это просто набор букв. Свифт затрагивает в этой главе проблемы, которые актуальны и в наше время. Лапута - это летающий остров, мужчины которого творцы, а значит немного не от мира сего. Единственные здравомыслящие люди острова - это благородные дамы, а так же простые не знатные люди. Только с ними Гулливер может вести нормальную беседу. Помним, что это 18 век, где благородной даме отводиться роль покорной матери и жены. Наличие собственного мнения, тем более здравого, у женщин считалось таким же чудом, как говорящая лошадь.
Это сейчас Франция и Англия дружат против России члены единой Европы, а в 18 веке терпеть не могли друг друга. Постоянно находились в состоянии войны. А тут книга, которая так тонко высмеивает английский строй, изображает их старейшие партии Вигов и Тори, как лилипутов все отличие которых в высоте каблука. Единственное, о чем жалели французы, так это то что не сами написали эту книгу. "Путешествия Гулливера" стали невероятно популярны и долгое время на другие языки их переводили именно с французского.
Бальнибарби - это колония Лапуты. Тут всем заправляют прожектеры. Все их проекты не работают, но правительство страны упорно продолжает их продвигать. Таких примеров можно найти массу и нашей современной жизни. И не только в масштабе государства, но и отдельно взятого предприятия.
Посредством этих двух путешествий Свифт сравнивает людей прошлого и настоящего и показывает мир, где люди могут жить вечно, при этом все болезни и хвори остались с ними. Смело могу сказать, что эти главы философские, а не политические. Гулливер находится в мире людей, которые достигли всех мечтаний человечества, но при этом не стали счастливыми, а скорее наоборот.
Понятно, что это путешествие писалась, как памфлет — но памфлет вышел такой, что и сейчас совпадете если не на 100%, то на 90% точно с нашим политическим бытием. Хотите пример? Получайте и распишитесь: "«... я попросил вызвать римский сенат в одной большой комнате и для сравнения с ним современный парламент в другой. Первый казался собранием героев и полубогов, второй – сборищем разносчиков, карманных воришек, грабителей и буянов». Очень даже своевременно и узнаваемо!
Кроме того — сквозь книгу тянется нить глубокой философии. Помню, как поразила меня простая мысль: получая бессмертие — люди не получают вечной молодости и вечного здоровья. Так может бытьт, наше бессмертие — в делах наших и наших детей и внуков?
Перу Свифта принадлежит более 150 очерков, памфлетов и эссе, а также порядка 200 стихотворений и эпиграмм. Однако, как и в случае с Даниэлем Дефо Свифт стал знаменитым благодаря одной книге. Её же можно считать единственной его фантастикой, уж больно там много фантастичного. Как и у Дефо имя главного героя книги стало нарицательным. Как и название народа, взявшего его в плен. Я, конечно, имею в виду «Путешествия Гулливера». В историю космической фантастики Гулливер вошёл только в 3-м путешествии, встретившись с летающим островом Лапутой - «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию» (A Voyage to Laputa, Balnibarbi, Luggnagg, Glubbdubdrib, and Japan). Летающий остров Лапута придуман с целью высмеять оторванных от жизни ученых, которые занимаются активной, но бессмысленной деятельностью. Надо сказать, что и астрономов Свифт не щадил - они тоже у него полные бездельники. Астрономия для Свифта (как и другие науки) - занятие неподобающее и нелепое, не приносящее практической пользы. Свифт устами лапутянских астрономов озвучил наличие у Марса двух спутников. Почему-то это считается прямо-таки великим предвидением с намёками на контакт писателя с неким неземным знанием. Однако о двух спутниках до Свифта писал Кеплер, "вычисливший" их по примитивной нумерологии (у Земли - 1 спутник, у Юпитера - 4, значит у Марса - 2). А вот периоды обращения спутников Свифт угадал, хотя и тут не обошлось без нумерологии. Впрочем, для информации "свыше", о чём талдычат приверженцы "тайных знаний", ошибка великовата - ошибка радиуса в 2 и 1,5 раза, по периодам 25 и 30%.
Казалось бы, столь не любящий науку писатель никак не должен был принести хоть какую-нибудь пользу космонавтике. Но нет - его Лапута стала практически бессмертным символом технического прогресса. К летающим островам, городам и странам фантасты обращались потом тысячи раз, а попытки создать антигравы на основе магнитов уже не такая и фантастика. Самое важное - Лапута совершенно не зависела ни от атмосферы, ни от тяготения планеты, то есть могла летать везде, где есть магнитное поле, причём без всякого топлива. Воплощенная идея антигравитации!
Комментарии 3