СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА: ИССЛЕДОВАНИЕ ДЖОРДЖТАУНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Четверг, 16 Февраля 2012 г. ЧАСТЬ№2.
Разговор с ведущими американскими учеными о культурном и социальном влиянии Майкла Джексона состоялся 30.06.2009 г. В нем приняли участие:
- Michael Eric Dyson - профессор социологии Джорджтаунского Университета
- Доктор Cornel West - преподаватель религии в Принстонском Университете.
Tavis: Тогда у меня вопрос к вам, д-р Уэст. Когда вы говорите о наследии Майкла, которое заключается, как блестяще заметил д-р Дайсон, не только в первых строчках хит-парадов. Это больше, чем просто быть иконой моды; больше, чем клипы, которые он снимал и полностью изменил индустрию производства клипов.
Его наследие больше, чем все это.
По мнению доктора Дайсона, оно заключается, если выразиться метафорически, в битве против сегрегации, против превосходства белых, против расизма, против дискриминации.
Возникает два вопроса: Майкл правда сделал все это?
И не слишком ли много это для артиста? И если не слишком, тогда что современные артисты должны взять из его наследия в этом плане?
West: Я считаю, что любой великий артист, будь то Бетховен, который боролся со своим племянником с суицидальными наклонностями, или Достоевский с любовью к азартным играм - любому великому артисту приходится бороться со своими печалями, одиночеством, своими страхами, тревогами и пристрастиями.
Они преображают все это в сложные формы выражения, которые затрагивают наши сердца, умы и души и напоминают нам, о том, что мы люди, о хрупкости человеческого бытия и неизбежности смерти.
Майкл Джексон был великим артистом не только своего поколения, но всего 20-го века, с отголосками Фреда Астера и других великих артистов.
Прежде всего, он был ребенком Кетрин и Джозефа, пытающимся понять смысл этого мира, с данным ему талантом, с огромной дисциплиной и стремлением проявить себя, и самое главное - быть верным своему призванию, исполнить то, что ему предназначено.
Так что да, он имел определенные политические воздействия и результаты, но самое главное, как великий артист и энтертейнер, он смог выразить себя таким образом, чтобы мы почувствовали как это, быть живыми. Он умел радоваться жизни. Он излучал эту радость на сцене, не просто поднимая нам настроение. В "Man in the Mirror" он заставлял нас выступить против самих себя, взглянуть на себя критически. В "Black or white" - осознать, что мы попались на крючок расовой дискриминации, несмотря на богатую историю и культуру.
В "Maybe Tomorrow" он научил нас говорить о будущем. И мы можем продолжать этот список его художественного самовыражения. Он человек, который понял мир на самом высоком уровне совершенства и люди будут говорить о нем так же, как они говорят о великих артистах прошлого.
Tavis: Меня волнует вопрос. Доктор Дайсон, скажите, прав ли доктор Уэст?
Кто-то может поспорить, что во многих планах - как в социальном, так и в экономическом и даже в политическом плане - Элвис Пресли, в какой-то мере, стал более популярен после смерти, чем при жизни. Сейчас, в данный момент, можно ли сказать, что такое возможно и с Майклом Джексоном?
Иными словами, зарабатывать даже после смерти.
Dyson: В этом нет никаких сомнений, вы правы. Элвис умер в 42 года, в похожих условиях. Очевидно, что и Элвис, и Майкл Джексон - невероятные артисты.
Но я считаю, что Майкл Джексон превзошел Элвиса Пресли.
Он выходец из низов, но в контексте доминирующей расы американского общества, так что не важно, что он был из бедной белой рабочей семьи, он выразил дух своего времени и сформулировал чувства и возможности Америки благодаря сегрегации, он обратился к музыке черных, транслируя ее своим голосом, и следовательно, эксплуатируя бесконечные особые возможности черной самобытности в обществе, где белые имеют превосходство.
Гений Майкла Джозефа Джексона в том, что он сам является первоисточником. Он часть афроамериканского народа, который был изолирован. У Элвиса было преимущество. У Элвиса была, если хотите, лестница к успеху, ведь он выходец из господствующей культуры. Они отождествляли себя с ним.
Майкл Джексон должен был пойти дальше - пройти все глубины американской демократии и культурной экспрессии. Его музыка не воспринималась как естественное развитие американского общества. В результате этого, ему пришлось бросить вызов расовым барьерам, которые не позволяли даже признать в нем во-первых, человека и во-вторых, творческую личность, потому что эта ниша была занята белой культурой и использовалась для их выгоды.
Майкл Джексон в своей музыке отобрал прерогативу выражения афроамериканской идентичности артистами 20 века. Так что, когда вы видите Майкла и Элвиса на одном пути, в конечном итоге, я считаю, что Майкл Джексон уходит лунной походкой от Элвиса и начинает демонстрировать одно из самых глубоких проявлений человеческих возможностей, которые мы видели в 20 веке.
И не забывайте, Тевис, этот человек прошел через огромные перемены.
Если вы видели фильм "Загадочная история Бенджамина Баттона" - это история о Майкле. Родившись стариком, Бенджамин Баттон (в романе Фицджеральда и в фильме с участием Брэда Питта) умирает новорожденным младенцем. Детство Майкла Джексона было одним из величайших, огромнейших проектов.
Он был очень одаренным ребенком, вундеркиндом, шоколадным гением, который был способен чувствовать взрослые эмоции. Вспомните, как он в
10 лет перепел "When I Had You" Смоки Робинсона.
"Это было так величественно! Когда Отис Риддинг услышал, как Арета Франклин поет его "Respect", он сказал: "Эта женщина забрала мою песню".
Я знаю, что Смоки Робинсон, услышав как 10-летний Майкл поет его песню, воскликнул: "Этот парень забрал мою песню!"
Этот человек был лишен детства, стал взрослым, а когда вырос, попытался спасти свое детство, в некоторой степени, с катастрофическими последствиями.
Возможно, слова Фицджеральда исказили и в Америке не может быть второго детства, но Майкл Джексон дал нам, из глубины своих страданий, сверхъестественную возможность взглянуть на черную самобытность через призму черного искусства. Элвис Пресли этого не мог видеть.
Tavis: Я хочу показать отрывок из передачи Джеймса Инграма, не очень длинный. А потом я задам вопрос доктору Весту.
Но сначала посмотрите клип Джеймса Инграма.
Вы знаете его хиты, за которые он получил Грэмми.
Не так давно, в его передаче я спросил, как ему работалось с Майклом, когда он записывал "PYT" - это моя любимая песня из Триллера, Ингрем написал ее для Майкла.
Вот что Джеймс рассказал мне о записи.
[Начало клипа.]
James Ingram: “PYT.”
Tavis: “PYT,” “Pretty Young Thing.”
Ingram: Да.
Tavis: Расскажите об этой песне. Я ее очень люблю.
Ingram: Значит, дело было так. Мы пришли в студию, да?
Tavis: Так.
Ingram: Я впервые вижу, как Майкл поет, так? И раньше я никогда не видел, чтобы кто-то так пел!
Tavis: Ясно.
Ingram: Майкл начинает петь. Он такой (поет, танцует): “Where did you come from, baby, and ooh, won’t you take me there right away with you, baby?(неразборчиво) you’ve got to be (неразборчиво) fly with me. Don’t you know now it’s -”
Я такой: “O, Господи!” (неразборчиво), мы работаем, пытаясь сохранить дыхание, чтобы получить хороший звук. Я пою так(поет): "Ya mo b there".(Смех) Потом появляется Майкл и говорит: "Я хорошо спел?"
Я отвечаю: "Майкл, ты меня убил, ты поешь, как хочешь".(Смех)
Tavis: ""То есть, он поет и танцует в студии.
Ingram: Я такого в жизни не видел, хотя я участвовал во многих сессиях, но такого не видел. Обычно стараются беречь дыхание, чтобы получить хороший звук. Майклу все равно.(Смех) Майкл гений, вот он кто!
[конец клипа]
Tavis: Прекрасная история, доктор Вест и доктор Дайсон, о том, что Майкл - единственный в истории человек, который мог одновременно записывать трек и танцевать. Вот это контроль над дыханием! Он был гением!
Позвольте мне спросить, пока не вышло время.
Вы сказали о радости, которую приносил нам Майкл Джексон. Говорят, что мы не позволяли ему иметь эту радость в его жизни.
Я имею в виду, что всякий раз, как он выходил из дома, чтобы что-то сделать, мы, как поклонники, не позволяли ему не только иметь детство, пусть даже в 50 лет, но жить обычной не публичной жизнью вообще.
West: Так и было. Мне кажется, те, кто находит радость в служении другим, кто желает найти и следовать своему призванию, действовать так, как он считает нужным - тому часто приходится жертвовать многим, мой брат. Это почти как распятие на кресте и необходимость нести свой крест.
И мы пожинаем плоды Воскресения в силе, которая исходит от его жертвы.
Он принес в жертву свое детство, не просто потому, что любил нас.
И он не просто развлекал, он поддерживал нас.
Я не представляю себя без "Who’s Loving You" в исполнении юного Майкла.
Без "I’ll Be There", понимаете?
И этот список можно продолжать и продолжать.
Я не знаю ни одного великого артиста, которому не пришлось бы чем-нибудь жертвовать и поэтому бороться с одиночеством и грустью, и я молюсь за всех великих артистов.
В то же время, такая жертвенность необходима каждому, кто решил искать радость в служении другим людям.
Да здравствует талант и наследие Майкла Джозефа Джексона!
Нет никого подобного ему, и никогда не будет.
Будем следовать его музыке и творчеству и молиться о его человечности и, главное, о живых, тех, кто его любит, о нас и о его семье.
Tavis: Если каждый артист должен чем-то пожертвовать, чтобы стать великим, чего это стоило Майклу Джексону?
Dyson: Нет никаких сомнений.
Мне кажется, он нашел совершенную радость и удовольствие, которые достались другим людям, а ему в этом было отказано.
Нет сомнения, что его трансцендентное искусство стало средством, инструментом, проводником для других, чтобы испытать то, чего не испытывал он.
Его собственный отец сказал ему, что он уродлив.
Майкл реконструировал свое лицо, превратив африканские черты в европейские.
И нельзя отрицать, что чем белее становилось его лицо, тем чернее была его музыка.
Его душа укоренялась в настоящую агонию и глубокое социальное горе, которое унаследовали черные люди.
И что он сделал - он позволил нам, через свой голос и свою музыку, взглянуть на небо, которое его отвергло.
И эта жертва стала источником нашего искупления.
И как сказал доктор Уэст, мы празднуем его талант, благодарим его за жертву и мы любим его душу там, где она сейчас обитает, в раю, который он дал нам прежде, чем уйти.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев