Борьба с онкозаболеваниями — одна из ключевых задач национального проекта "Здравоохранение". Такие заболевания занимают второе место среди причин смертности людей во всем мире, и в России обстановка принципиально ничем не отличается. Однако ученые уверены, что можно существенно снизить смертность от некоторых видов рака и сделать жизнь заболевших более долгой и комфортной. О причинах возникновения опухолей и новом устройстве для их ранней диагностики в интервью порталу "Будущее России. Национальные проекты", рассказал проректор по стратегическому развитию и завкафедрой онкологии и гематологии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, член научно-технического совета Фонда перспективных исследований Сергей Румянцев.
— Хочется из первых уст узнать про раковые заболевания в России. Вокруг много разговоров про эти болезни. У нас в стране все плохо, как многие считают?
— Ситуация в России ничем не лучше и не хуже, чем в мире в целом. Есть устойчивая тенденция к росту заболеваемости, как и везде. Тенденция к росту стабильная, без всплесков. В то же время современные научно-технологические возможности позволяют раскрывать все больше механизмов болезни, а во-вторых — подбираться к более ранней диагностике, которая дает нам возможность лечить заболевание на непродвинутых стадиях, следовательно, достигать большего эффекта в терапии.
— Чем вызвана тенденция к росту? То ли лучше стала диагностика, то ли статистика, то ли выросла продолжительность жизни?
— Это все вместе — одну причину выделить трудно. Все, что вы упомянули, имеет место. Если посмотреть на историю медицины, то когда-то на первом месте в структуре смертности были инфекционные заболевания. Потом они были в значительной степени побеждены, сегодня находятся под контролем и люди стали жить дольше. Поэтому, грубо говоря, эту нишу смертности заняли соматические заболевания, в том числе онкологические.
Естественно, с развитием диагностики мы стали все больше узнавать о болезни. Если раньше больной умирал с подозрением на заболевание, то теперь умирает с диагнозом. Мы точно знаем, в большинстве ситуаций, от чего это произошло. Поэтому естественно, что за счет технологий и эволюции складывается тенденция к росту тех или иных причин в структуре смертности.
— Раз уж вы упомянули эволюцию, то сразу хочется спросить, насколько сильна генетическая предрасположенность к раку?
— Развитие опухоли — это многоходовая ситуация, в которой должны сойтись очень многие факторы. Например, есть первичные необходимые факторы, но условия для развития опухоли недостаточные, или же первичные факторы находятся в "благоприятных" условиях и реализуются в болезнь.
Соответственно, когда факторы и условия сходятся в одно время в одном месте, то развивается опухоль. Существует много сотен разных видов злокачественных опухолей, они с разной скоростью развиваются, с разной степенью злокачественности. Соответственно, и лечатся они разными способами: какие-то более химиочувствительны, какие-то более радиочувствительны.
Если у человека есть какая-то предрасположенность к раку, и она попала в условия, способствующие развитию болезни, и все это еще наложилось на временное состояние организма, например на снижение иммунитета, то развивается опухоль. Безусловно, есть варианты так называемых наследственных опухолей, когда заболевания передаются из поколения в поколение, но зачастую опухоли возникают спорадически, при совокупности факторов.
— Возможна ли в будущем такая диагностика, когда у человека возьмут анализы и по ним определят его предрасположенность к тем или иным опухолям?
— Такие возможности есть сегодня, но у них пока много несовершенств. Есть множество генетических поломок, которые описаны при многих опухолях, но само по себе обнаружение такой поломки не говорит о том, что будет опухоль. Обнаружение свидетельствует о вероятности развития, но эта вероятность может превратиться в факт опухоли, а может и не превратиться. Обнаружение таких вещей не является по сути диагностикой, это некий вариант вероятностной предрасположенности. Да, у конкретного человека есть бо́льшая вероятность развития какой-то опухоли. И все! Это не значит, что у него она будет реализована на 100%.
— Может быть, такое знание поможет человеку избежать болезни?
— Не факт. Такое знание будет угнетать. В связи с активным вхождением такого рода технологий в практику даже появились новые, ранее не описанные синдромы, так как у человека возникают психологические проблемы, связанные с его предрасположенностью. Качество жизни человека ухудшается только из-за одного знания этой вероятности, совершенно не связанной с развитием опухоли. Описано даже суицидальное поведение. Само по себе такое знание, конечно, полезно, но оно не для широкого пользования, к нему надо относиться осторожно.
— В каких регионах страны заболеваемость выше?
— Я не владею такой статистикой и не хотел бы выделять какие-то регионы, поскольку предпосылок к тому, что где-то больше появляется диагнозов, нет. Это может быть обусловлено какими-то организационными, социальными условиями, но с биологической точки зрения для выделения регионов нет оснований. Сегодня где-то может быть лучше, а где-то хуже, но через год статистика может поменяться.
— Если говорить о детской заболеваемости, то, вероятно, дети реже болеют…
— К счастью, значительно реже.
— …но какие особенности есть у детских раков?
— У детей подавляющее количество это гематологические опухоли, болезни крови. На первом месте лейкозы, лимфомы, на втором месте — опухоли центральной нервной системы, все остальные значительно реже.
У взрослых ситуация совершенно иная. Преобладают новообразования легких, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта. А гематологические опухоли встречаются значительно реже. Протекание болезни у детей и взрослых тоже различается, что требует разной терапии.
— Верно ли в таком случае сказать, что опухоли взрослых вызваны в основном их образом жизни, а детей — наследственностью?
— И так, и так. Конечно, образ жизни надо вести правильный, но его влияние на развитие опухоли небольшое. Как у взрослых, так и у детей. Причина возникновения связана с совпадением в одной точке нескольких условий. И эти условия в основном не связаны с образом жизни и быта.
— Необычные слова! Нас ведь постоянно пугают канцерогенными видами еды.
— На самом деле все не совсем так, как принято считать.
— То есть можно спокойно есть шашлык и копченую колбасу?
— Шашлык надо есть с удовольствием!
Нет комментариев