Это дало повод связать могущественного золотоордынского темника Ногая (ок. 1240-1300) с образом «собаки Калина-царя». Правда, только этимологически.
Вернадский. Монголы и Русь:
Энергичная личность Ногая и драматическая история его взлетов и падений сделали его излюбленным персонажем как тюркской, так и русской эпической поэзии. Во многих русских былинах упоминается «собака Калин-Хан». Стоит вспомнить, что «Ногай» означает «собака» по-монгольски; «калин» по-тюркски значит «толстый», а известно, что Ногай был толстым. Таким образом, «собака Калин-Хан» русских былин – никто иной, как хан Ногай.
Российский гуманитарный словарь:
Калин-царь – в былинах о татарском нашествии – татарский царь, являющийся под Киев с несметным войском; предъявляет ультиматум кн. Владимиру с требованием дани и сдачи города. Предлагает Илье Муромцу, захваченному в плен, перейти к нему на службу, но получает отказ. После разгрома войска богатырями бежит, зарекаясь впредь бывать на Руси; по некоторым вариантам, богатыри захватывают Калина-царя, приводят его в Киев, он обещает кн. Владимиру платить дань. Попытки возвести имя Калина-царя к названию р. Калки и связать сюжеты былин с битвой на Калке 1223 безосновательны. Калин-царь – персонаж эпической истории, не имеющий конкретного прототипа. По реконструкции P.O. Якобсона, имя «Калин» отражает татарское прозвище со значением «толстый», а полное его наименование – «Собака Калин царь», где «Собака» – перевод тюркского имени «Ногай»; хан Ногай – персонаж исторический, хотя сюжет былины не имеет с ним никаких специальных связей.
Согласно Фасмеру «Калин» происходит от прозвища «толстяк», кыпч., алт., казах. kаlуŋ «толстый», крым.-тат., тур., тат., уйг., караим. kаlуn «толстый, жирный, глупый». В. Миллер производил его сначала от имени Калун из Шах-намэ, затем от названия реки Калки. Есть еще версии от слова "калить" (жечь, нагревать – раскаленный, красный) и "калина" и другие. Совсем экстравагантная теория связывает имя былинного персонажа с болгарским царем Калояном (1197-1207), успешно воевавшим с Византией. Якобы «Калин» является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче. Много претерпевшие от Калояна ромеи прозвали его Скилоиоан – «собака Иоанн» (подразумев. «собака Калоян»). Причём тут Древняя Русь совершенно непонятно.
Александр Головков. Калинов мост:
До монголов опасными противниками Руси были половцы, а еще ранее – печенеги. Но вожди этих племен никак не дотягивали до уровня Калина царя – ни по могуществу, ни по местам, занимавшимся ими в иерархии тогдашнего восточноевропейского политического социума.
На самом раннем этапе формирования древнерусской государственности нашим предкам довелось иметь дело с хазарами – тюркоязычным народом, обладавшим крепкой и достаточно развитой государственной организацией.
Правители хазар вполне соответствовали вышеупомянутым статусным характеристикам Калина царя – Чуда Юда. Они были государями в могущественной державе, имели в своем распоряжении многочисленные войска, преимущественно конные. Своими нашествиями они наводили ужас на соседние народы. Поэтому представляется вполне логичным предположение, что сказка «Бой на Калиновом мосту» донесла до нас память о стародавнем русско-хазарском (славяно-хазарском) противоборстве.
Александр Елисеев. Собака Калин-царь:
Имя самого Калина этимологизировали на самый разный лад, наиболее популярна «тюркская версия». А вот я бы связал его с Калиновым мостом, который находится над огненной рекой Смородиной (может, кто уже и связал). Ведёт этот мост в Навь – царство теней, славянский Аид. И там обитает змеевидное Чудо-Юдо, которое противостоит русским богатырям на Калиновом мосту. Это «морской царь» (Навь ближе всего к стихии вод), Анти-Царь, пародирующий Царя Мира – Земного Царя. И как Царь Мира есть бытийный полюс нашей реальности, абсолютный Субъект, тотальный Центр, так Калин-царь есть «полюс» небытийный, абсолютный Объект, тотальная Периферия. Это Мировой Змей, Ермунганд. Вселенский Робот, космический Компьютер, злой и/или глупый «Демиург».
Калин – именно «собака-царь», и это заставляет вспомнить змее-пса Кербера, сторожащего вход в Аид.
В монументальной эпической киноленте «Илья Муромец» (1956) Калина-царя блестяще сыграл узбекский актёр Шукур Бурханов (1910-1987)
Автор - историк Иван Москвитин https://www.facebook.com/groups/797660970659983/perma ..
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев