Советское правительство сочло, что новый военный договор, подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, и передача указанных островов Японии расширила бы территорию, используемую иностранными войсками.
В настоящее время между Россией и Японий так и не заключен мирный договор ввиду принципиальных расхождений в позициях сторон по проблеме пограничного размежевания.
Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и острова Малой Курильской гряды (яп. название Хабомаи), ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года.
Позиция руководства России в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно‑правовое оформление.
По совместной советско-японской декларации 1956 года оговаривалась передача Японии островов Малой Курильской гряды (яп. назв. Хабомаи) и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась.
Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих лет.
США были недовольны восстановлением Японией отношений с СССР. Вашингтон в ультимативной форме потребовал от Токио отказаться от заключения советско-японского мирного договора на условиях Совместной декларации. После отставки кабинета Ииро Хатоямы новый кабинет министров Японии возглавил Тандзан Исибаси, а спустя три месяца его сменил проамерикански настроенный Нобусукэ Киси. Новое правительство под давлением США стало уходить от переговоров по вопросу о заключении мирного договора с СССР.
Хотя премьер-министр Хатояма и министр рыболовства, сельского и лесного хозяйства Итиро Коно были готовы заключить мирный договор на достигнутых условиях, сменившие их политики, получив желаемое, по сути, нарушили обязательства своей страны.
Для «обоснования» отказа продолжать переговоры с Москвой они безосновательно выдвинули требования вернуть Японии четыре южнокурильских острова.
Это был явный отход от положений Совместной декларации.
Советское же правительство действовало в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями.
СССР отказался от получения репараций с Японии, согласился досрочно освободить отбывавших наказание японских военных преступников, поддержал просьбу Японии о приеме в ООН.
Весьма негативное воздействие на двусторонние политические отношения оказывал курс кабинета Киси, ориентированный на дальнейшее вовлечение Японии в военную стратегию США на Дальнем Востоке.
Заключение в 1960 г. направленного против СССР и Китайской Народной Республики нового японо-американского Договора безопасности еще более осложнило разрешение вопроса о линии прохождения границы между Японией и СССР, ибо в сложившейся военно-политической обстановке Холодной войны любые территориальные уступки Японии способствовали бы расширению территории, используемой иностранными войсками.
К тому же укрепление военного сотрудничества Японии с США было весьма болезненно воспринято лично Хрущевым.
Он был возмущен действиями Токио, расценил их как оскорбление, неуважение его усилий, направленных на нахождение компромисса по территориальному вопросу.
Реакция советского лидера на происходящие события была бурной.
По его распоряжению правительство СССР 27 января 1960 г. направило правительству Японии памятную записку, в которой указывалось, что
«только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года».
На это официальный Токио ответил:
«Правительство Японии не может одобрить позицию Советского Союза, выдвинувшего новые условия осуществления положений Совместной декларации по территориальному вопросу и пытающегося тем самым изменить содержание декларации. Наша страна будет неотступно добиваться возвращения нам не только островов Хабомаи и о-ва Шикотан, но также и других исконных японских территорий».
Эта позиция сохраняется и по сей день. Как известно, пришедший к власти в Японии кабинет Фумио Кисиды вновь выдвинул претензии на все южнокурильские острова, в ультимативной форме заявив, что без получения этих островов Токио подписывать «мирный договор» с Россией не намерен.
Нет комментариев