Таллинский переход (Таллинский прорыв) — одна из крупнейших морских операций Великой Отечественной войны, проведенная в ее первом периоде Краснознаменным Балтийским флотом по решению Верховного Главнокомандующего под руководством Военного совета Северо-Западного направления в рамках Ленинградской стратегической оборонительной операции и под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца.
Целью операции был вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 225 кораблей и судов и государственных морских пароходств Балтийского бассейна с 28,6 тыс. военнослужащих армии и флота и 13,4 тыс. гражданских лиц и вольнонаемных служащих флота.
В их числе были: личный состав 10-го стрелкового корпуса Ленинградского фронта, береговой и противовоздушной обороны, ВВС, тыла, органов управления, боевых кораблей и управлений корабельных соединений Балтийского флота, комендантских команд транспортов и вспомогательных судов и государственных морских пароходств Балтийского бассейна, частей Прибалтийского пограничного округа НКВД, защищавших окруженный немецкими войсками Таллин, находившийся в глубоком тылу противника, в 250 километрах за линией фронта, проходившей под Ленинградом; сотрудники республиканских и местных органов власти Эстонской ССР, жители Таллина, члены экипажей транспортов и вспомогательных судов.
Эта операция в отчете Краснознаменного Балтийского флота о ее проведении получила вначале официальное наименование «Переход флота в Кронштадт и эвакуация главной базы Таллин 28.08–29.08.1941 г.», неофициальное —– сначала Таллинский переход, а в 1960-х гг. — Таллинский прорыв. Дело в том, что командование Балтийского флота действительно планировало двухдневный переход корабельного боевого ядра и конвоев с эвакуируемыми войсками и частью жителей Таллина, но фактически переход превратился в прорыв и перерос в 11-дневную морскую операцию, длившуюся с 28 августа по 7 сентября 1941 года.
••••••••••••••••••••••••••••••••
К началу Великой Отечественной войны Таллин являлся главной базой Балтийского флота СССР. В результате поражения советских войск в Прибалтийской стратегической оборонительной операции появилась угроза захвата эстонской столицы фашистами. В июле 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, и хотя Красной Армии удалось потеснить фашистов, близость гитлеровской армии к Таллину была очевидна.
23 июля немцы возобновили наступление, а 5 августа перерезали железную дорогу Таллин-Ленинград. Через 2 дня советские войска в районе Таллина были отрезаны от основных сил Красной Армии. Так началась оборона Таллина, который защищали части 10-го стрелкового корпуса, 8-й армии, отряды морской пехоты, полк латышских и эстонских рабочих – всего порядка 27 тысяч человек.
20 августа немецкие части возобновили наступление и вышли к пригородам Таллина, что совпало с их прорывом к Ленинграду. Для обороны Ленинграда требовались силы, и 26 августа Ставка Верховного главнокомандования СССР приняла решение перебазировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и Ленинград. Вопрос об эвакуации флота и промышленного оборудования из Таллина поднимался командованием Балтийского флота ещё с начала июля 1941 года, но решение было принято только сейчас. Почти сразу стало очевидным, насколько оно запоздало. Уже на следующий день немецкие войска прорвались в Таллин.
28 августа началась эвакуация. Советские боевые корабли, торговые, пассажирские и вспомогательные суда вышли с таллинского рейда и взяли курс на Кронштадт. Отход проходил под сильнейшим огневым обстрелом противника, в большой спешке, с неоправданными потерями личного состава и военного имущества. С огромными жертвами и потерями проходил и вывод из Таллина морских сил. В нем принимало участие около 100 военных кораблей и 67 транспортных и вспомогательных судов с войсками.
Вопрос о потерях в корабельном составе до сих пор остаётся спорным. В официальной истории ВМФ в Великой Отечественной войне СССР говорится о 62 потерянных военных кораблях и судах, в статье историка флота В.И. Ачкасова – о 50 погибших кораблях и судах, в труде Г.А. Аммона – о 52 кораблях и судах. Участница событий Лидия Куценко в своих воспоминаниях пишет: «Во время Таллиннского перехода погибло 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 СКР, 3 тральщика, канонерская лодка и 2 катера), 31 транспорт и вспомогательное судно, более 15 тысяч человек».
Данные о людских потерях также разнятся. В трудах историков и участников перехода фигурируют цифры от 5000 до 28900 тысяч погибших. На мемориальной доске, установленной на мысе Юминда в память погибших участников Таллинского перехода, указано 10 903 погибших.
По словам некоторых современных историков, Таллинский переход является самым трагичным событием в истории Балтийского флота.
Однако, несмотря на тяжелые потери, задача его была выполнена. Балтийский флот, не смотря на большие потери - не утратил боеспособность. Основной отряд боевых кораблей прорвался в Ленинград и оказал громадную помощь в обороне города.
Балтийский флот в течении всей войны оказывал большую помощь сухопутным войскам СССР в освобождении Прибалтики, в разгроме немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии и Померании.
Балтийцы надежно блокировали прижатые к морю гитлеровские войска, отправляя на дно все морские конвои идущие им на помощь!
Таллинский переход - это беспримерный подвиг советских моряков, до конца выполнивших свой священный долг перед Родиной!
Слава советским военным морякам! Вечная Память павшим за свободу и независимость нашей Великой Родины!
Нет комментариев