Осенью 1897 года Попов выступал с докладами о беспроволочной телеграфии с демонстрацией системы радиосвязи перед различными аудиториями: в Кронштадтском морском собрании (март), на 4-м совещательном съезде железнодорожных электротехников в Одессе (сентябрь), в Петербурге – в ИРТО (сентябрь), в Электротехническом институте (октябрь), в Петербургском университете (декабрь).
В это же время французский инженер и владелец мастерской физических приборов Э. Дюкрете (1844−1915), пользуясь опубликованными работами А.С. Попова, создал первую во Франции аппаратуру для телеграфии без проводов и демонстрировал ее на заседании Французского физического общества. Между Поповым и Дюкрете установилось деловое сотрудничество, позволившее в 1898 году приступить к серийному производству радиостанций. В 1898-1905 годах Дюкрете постоянно пользовался письменными консультациями А.С. Попова. В мае 1899 года во время зарубежной командировки Попов посетил фирму Дюкрете. Морское ведомство России дало заказ на поставку 50 корабельных радиостанций в течение пяти лет.
Летом 1899 года Попов был командирован Морским ведомством в Англию, Францию, Германию и Швейцарию для ознакомления с постановкой электротехнического образования и производством аппаратуры беспроволочного телеграфирования. Испытания комплекта аппаратуры, изготовленного в мастерской Е.В. Колбасьева, в соответствии с методическими указаниями Попова проводили П.Н. Рыбкин и начальник Кронштадтского телеграфа капитан Д.С. Троицкий (1857–1920). Они обнаружили высокую чувствительность аппаратуры при приеме сигналов на головные телефоны. Из Цюриха телеграммой был вызван А.С. Попов, который исследовал обнаруженный «детекторный эффект» когерера.
В результате тщательного исследования данного эффекта он разработал усовершенствованный когерер (кристаллический диод) на основе контакта между окисленными в разной степени металлами (стальными иглами) и электродами (платиновыми или угольными) и схему телефонного детекторного приемника. Высокая чувствительность нового приемника позволила втрое увеличить дальность связи. Попов открыл новую эпоху в радиосвязи - прием на слух. Патенты на «телефонный приемник депеш» А.С.Попов получил в России (№ 6066 от 14 июля 1899 г., выдан 13 декабря 1901 г.). Патент Великобритании А.С. Попова на усовершенствованный детектор для телефонного приема № 2797 был заявлен 12 февраля 1900 года, выдан 22 февраля 1900 года При активном участии Э. Дюкрете патенты получены: − во Франции (№ 296354 от 22 января 1900 г. и с дополнением к этому патенту получен 26 октября 1900 г.), в США (№ 722,139 от 3 марта 1903 г.). в Швейцарии - патент А.С. Попова на «Приемник для телеграфии без проводов» № 21905 (выдан 9 апреля 1900 г.), патент Испании № 25816 (выдан 11 апреля 1900 г.). В США патент А.С. Попова на «Самодекогерирующуюся когерерную систему» № 722139, заявленный 8 марта 1900 года, был выдан 8 марта 1903 года; патент Испании № 25816 был выдан 11 апреля 1900 года.
В августе 1899 года Попов проводил опыты по радиосвязи с воздушным шаром в Воздухоплавательном парке под Санкт-Петербургом.
В августе-сентябре 1899 года Попов и Рыбкин участвовали в испытаниях радиостанций, изготовленных фирмой Дюкрете, на кораблях Черноморской эскадры.
В конце 1899 году Морским техническим комитетом было предложено использовать радиосвязь для организации работ по спасению броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у о. Гогланд в Финском заливе в результате навигационной ошибки. И в начале 1900 года А.С. Попов и П.Н. Рыбкин участвовали в строительстве и вводе в эксплуатацию первой практической линии радиосвязи между о. Гогланд и финским города Котка, имевшим телеграфную проводную связь с Петербургом. Ледокол «Ермак» обеспечивал проведение операции. Одна радиостанция была построена на о. Гогланд, ее развернул П.Н. Рыбкин. Другая устанавливалась под руководством А.С. Попова на небольшом острове Кутсало вблизи г. Котка. Обе станции строились в тяжелейших условиях при сильных морозах и метелях.
5 февраля 1900 года радиосвязь была установлена. Первая же радиограмма, отправленная А.С. Поповым из Котки и принятая П. Н. Рыбкиным на Гогланде, содержала приказ командиру ледокола «Ермак» выйти в открытое море для помощи рыбакам, унесенным на льдине. К вечеру 6 февраля «Ермак» вернулся с 27 рыбаками на борту. Таким образом, изобретение А.С. Попова уже при первом его практическом применении послужило гуманной цели − спасению попавших в беду людей.
В связи с удачным применением радиосвязи на имя А.С. Попова поступили поздравительные телеграммы. Адмирал С.О. Макаров телеграфировал: «От имени всех кронштадтских моряков сердечно приветствую Вас с блестящим успехом Вашего изобретения. Открытие беспроволочного сообщения от Котки до Гогланда на расстоянии 45 верст есть крупнейшая научная победа». Отвечая адмиралу Макарову, Попов пишет: «Благодаря “Ермаку” и беспроволочному телеграфу было спасено несколько человеческих жизней. Это является лучшей наградой за все мои труды, и впечатления этих дней, вероятно, никогда не забудутся».
Радиолиния продолжала работать в течение 84 дней до окончания спасательных работ. За эти дни было передано 440 радиограмм (свыше 10000 слов). В апреле 1900 года броненосец был благополучно снят с камней и своим ходом отправился на ремонт.
Важным следствием успешной эксплуатации радиолинии явилось решение о принятии на вооружение военно-морского флота аппаратуры беспроволочного телеграфирования. А.С. Попов был назначен ответственным наблюдающим за процессом оснащения кораблей аппаратурой беспроволочной телеграфии. Стала очевидной необходимость подготовки специалистов по беспроволочной телеграфии.
«По высочайшему соизволению» Попову было выдано крупное по тем временам денежное вознаграждение в 33 тысячи рублей «за работы по внедрению радиосвязи на кораблях флота». Такая сумма определялась и с учетом разрыва Поповым контракта с Нижегородской ярмаркой и отказом от преподавательской деятельности в Техническом училище Морского ведомства.
В 1900 году в Кронштадте при непосредственном участии Попова открывается мастерская по изготовлению и ремонту радиоаппаратуры − первое предприятие отечественной радиопромышленности.
Летом 1900 года в Париже проходила Всемирная промышленная выставка, на которой демонстрировались в действии грозоотметчик А.С. Попова, изготовленный в Кронштадтской мастерской Е.В. Колбасьева, и корабельная радиостанция, выпускаемая парижской фирмой Дюкрете под маркой «Попов-Дюкрете-Тиссо». Попов как участник выставки был удостоен за грозоотметчик именной золотой медали и диплома, а аппаратура фирмы Дюкрете с детекторным приёмником А.С. Попова — гран-при выставки. На проходившем там же 18−25 августа 1900 года IV Международном электрическом конгрессе Александр Степанович присутствовать не смог. Подготовленный им доклад о «телефонном приемнике депеш» был прочитан профессором ЭТИ М.А. Шателеном и вызвал большой интерес у делегатов конгресса.
Зимой 1900−1901 года А.С. Попов добивается расширения Кронштадтской мастерской по ремонту и изготовлению радиоаппаратуры, и за период 1901−1904 годов здесь было изготовлено 54 корабельных радиостанции. Осенью 1901 года Попов и Рыбкин занимались работами по постройке первой российской коммерческой линии радиосвязи в Ростове-на-Дону, обеспечивавшей судоходство в донских гирлах.
В годы интенсивной научно-преподавательской деятельности А.С. Попов разработал ряд оригинальных курсов по физике и электротехнике, часть из которых дошла до нас в виде литографированных изданий. Александр Степанович организовал курсы для подготовки радиотелеграфистов и разработал для них программы лекционных и практических занятий. В мае 1900 года в МОК началось преподавание радиотелеграфного дела.
18 лет педагогической деятельности в Минном офицерском классе − элитной высшей школе Морского ведомства − сформировали А.С. Попова как опытного преподавателя и как выдающегося ученого-электротехника, имевшего международное признание.
В марте 1901 года А.С. Попов получил приглашение от директора Электротехнического института (ЭТИ) Н.Н. Качалова занять должность ординарного профессора физики.
Он ответил согласием, но с условием сохранения службы в Морском ведомстве для выполнения работ «
по организации беспроволочного телеграфа на судах русского флота, каковое поручение я считаю своей нравственной обязанностью довести до конца».
В сентябре 1901 года начались занятия в ЭТИ, ещё в старом здании − на Ново-Исаакиевской улице, в доме №18. Одним из первых документов профессора Попова в ЭТИ была записка «Общие направления курса физики и ближайшие задачи научных работ в физической лаборатории Электротехнического института». В ней содержались не только основные положения по подготовке инженеров-электриков по физике, но и программа научно-исследовательских работ, определившая круг исследуемых проблем на многие годы.
Главная задача курса физики, определенная Поповым в этом документе:
«дать основы учения об электричестве в таком изложении, чтобы те глубокие взгляды на природу электрических явлений, которые создались благодаря работам М. Фарадея и Д.К. Максвелла, опытам Герца, не казались недоступными для обыкновенных смертных, а напротив, явились руководящими началами в изучении электротехники. ... Эта новая область электрических явлений, давшая столь поразительные практические результаты в телеграфировании без проводов, дает в то же время столь много новых фактов, так быстро расширяет горизонт, что трудно даже предвидеть пределы её влияния на учение об электричестве. Посему изучение этого нового вида электрической энергии должно занять одно из главных мест в курсе физики... Целый ряд открытых, но не объясненных еще явлений в этой области учения об электричестве дает обильный материал для более сложных работ на многие годы...»
Нет комментариев