Микробиология
Цель терапии была однозначно установлена как «стимуляция собственного иммунитета». Ханс Кольб писал о микробиологической терапии острых инфекций «в условиях осознанного использования индивидуальных особенностей иммунитета и поддержания естественных функций», в том числе и в рамках профилактики. «В качестве вывода можно заметить, что обещающая успех профилактика хронических заболеваний должна начинаться еще на стадии острой инфекции в детском возрасте. Она должна быть направлена на восстановление природной, иммунологической, фагоцитарной защиты организма. А этого можно добиться только при помощи биологической и микробиологической терапии». Постоянная опора на принцип иммунизации видна в работах Беккера, который возлагал столь большие надежды на использование аутовакцин, что предлагал при каждой инфекции брать кровь, на основе анализа которой можно было установить необходимость и дозировку подобной терапии. Не менее интересно, что основатели микробиологической терапии наблюдали феномен снижения иммунитета после антибактериальной терапии. Кольб еще в 1955 году писал, что применение антибиотиков создает благоприятную почву для рецидивов. Он рекомендовал принимать культуры симбионтов: «Таким образом, можно предотвратить нежелательные последствия антибактериальной терапии за счет применения пробиотиков». Ханс-Петер Руш говорил о дезинфекции: «Препарат Симбиофлор дает нам возможность проводить биологическую антисептическую обработку, тем более эффективную, чем более поверхностной является воспалительная реакция, вызванная патогенными бактериями… Но при этом виде дезинфекции мы имеем то неоценимое преимущество, что воздействие оказывается только на патогенные, а не на физиологические организмы. Второе преимущество заключается в том, что при этом не поражаются, а поддерживаются клетки, за счет методов, не ослабляющих, а усиливающих конституцию. Поэтому Моммсен называл данную методику в противоположность антибактериальной терапии пробиотическим лечением». Даже само употребление термина «пробиотики» указывает на предвидение современного развития проблематики. При создании этого термина основателям общества микробиологической терапии помогал Вернер Коллат, с которым они тесно взаимодействовали. Возможно, Коллат (1953 г.) был первым, кто использовал этот термин. Но Коллат вкладывал в этот термин достаточно широкий смысл, понимая под пробиотиками все важные для жизни организмы, в отличие от опасных для жизни «антибиотиков». А основатели направления микробиологической терапии вкладывали в него содержание «культуры симбионтов» или «бактериальные препараты», понимая под этим свои аутовакцины для перорального и парентерального применения, а также созданные позже готовые препараты физиологических бактерий. Лишь много позже противопоставление «пробиотики – антибиотики» стало использоваться в более широком смысле.
Микробиология
Кольб, Беккер и Руш связали иммунитет с микрофлорой достаточно оригинальным образом, не потеряв при этом из виду главное: в центре внимания всегда оставался пациент, его история болезни, его клиническая картина и ее развитие под действием проводимой терапии. Они сделали вывод, что микрофлора на коже и слизистых являются важным компонентом системы симбиоза человека и микроорганизмов. Но они не стали придавать флоре кишечника чрезмерно большое значение. Они весьма четко и критично сформулировали положение, согласно которому цель микробиологической терапии заключается не в создании «косметики для флоры кишечника», чтобы исключительно нормализовать показатели анализов стула. Приведенные выше цитаты показывают, что основное внимание было направлено на иммунную систему, которая являлась предметом медицинского и научного изучения.
Лечить при помощи бактерий. Микробиологическая терапия является результатом интенсивного медицинского исследования оптимизации защитных механизмов при помощи микробиологических препаратов и аутовакцин, противопоставления антибиотиков и пробиотиков, а также их взаимного сочетания.
Терапия микроорганизмами-симбионтами направлена на регуляцию комплексных иммунологических механизмов, на интерактивную модуляцию микрофлоры организма и на управление метаболическими процессами.
В наши дни микробиологическая терапия заняла прочное место в натуропатии и в академической медицине. Разумеется, не стоит относить микробиологическую терапию исключительно к области натуропатии. Такое восприятие основано на исторических особенностях развития этого метода, а также отражает то обстоятельство, что микробиологическая терапия использовалась в большей степени врачами-натуропатами.
Микробиологическая терапия основана на принципах, восходящих к классической микробиологии. Микробиологическая терапия – это пероральное и парентеральное применение живых и/или умерщвленных микроорганизмов и/или их частей в целях терапии. В таких случаях используются препараты из культур симбионтов или аутовакцины.
Цели микробиологической терапии заключаются в:
иммунорегуляции;
модуляции микрофлоры;
управлении метаболическими процессами.
История медицины имеет эволюционный характер и ведет к выделению различных направлений. Есть три основных направления и в медицинской микробиологии, рассматривающей воздействие на микроорганизмы и заболевания, вызываемые микроорганизмами:
направление иммунологического подхода – иммунотерапия в самом широком смысле слова, профилактические и лечебные прививки, тренировка иммунной системы;
направление микрофлоры – контроль состава и воздействие на микрофлору организма;
направление химиотерапии – применение антибиотиков.
Особое положение микробиологической терапии основано на ее 50-летней истории, накопленном многолетнем практическом опыте, постоянном развитии прививочного принципа и эволюционном воздействии на структуры иммунной системы.
С точки зрения исторического развития, эти принципы имеют много общего. В условиях практической работы должна использоваться тщательно продуманная концепция терапии с учетом всех индивидуальных особенностей и обстоятельств.
Микробиологическая терапия является многокомпонентной системой, в рамках которой могут применяться различные препараты. В первую очередь, к ним нужно отнести симбионтов энтерококков и E. coli, во вторую – бифидо- и лактобактерии, в третью – несимбионтов. Аутовакцины являются следующим компонентом. На уровне лекарственных средств это означает, что необходимо проводить различия между медицинскими и фармацевтическими пробиотиками. Компоненты этой системы могут варьировать.
Нет комментариев