Георгий Иванович Благонравов
— Товарищ Дзержинский, — докладывает он железному Феликсу, — валютчиков пора прижать. Они через наших же людей получают информацию.
— Через наших? — Дзержинский поднимает голову от бумаг.
— Через чиновников Наркомфина. Связи есть, факты собираем.
В записке вновь предлагалось арестовать валютчиков, действующих как посредники на валютном рынке. Мотивировалось это предложение тем, что через «чернобиржевиков» государственные хозорганы приобретали валюту без разрешения особого валютного совещания Наркомфина, как того требовало законодательство. Конечный вывод записки состоял в том, что ликвидация деятельности валютных спекулянтов позволит сократить расходы на интервенцию и облегчит Наркомфину и Госбанку стабилизацию червонца. была проведена первая операция в Москве на «Американке» (черная биржа на Ильинке, неподалеку от Кремля). В результате было арестовано 56 человек.
26 марта была проведена операция на Трубном рынке. За этими операциями последовало еще несколько операций. Всего в Москве было арестовано 186 человек.
В результате резко сократился спрос на валютные ценности.
В Москве, например, 5 февраля было продано золотых монет Госбанком на 100 тысяч рублей, 6 февраля на 70 тысяч рублей, 8 февраля – на 51,5 тысяч рублей.
В результате по стране было арестовано 1374 валютчика. Отобрано ценностей на 249731 руб.50 коп. Наибольшее количество арестованных было в ПП ОГПУ Западного края – 306, ПП ОГПУ ЛВО – 215, ГПУ УССР – 201. По сводке от 10 апреля 1926 года, по СССР было арестовано 1824 человека, изъято ценностей на 543 975 рублей.
1 марта 1926 года Председателем ОГПУ был подписан приказ N 39, который предписывал принять решительные меры к прекращению контрабандного ввоза и вывоза товаров, привлекая к уголовной ответственности как «поносителей и продавцов, так и пособников, укрывателей и покупателей контрабанды. При этом необходимо было обратить особое внимание на беспощадную борьбу со скупкой в целях вывоза нелегальным путем и валютных ценностей.
О принятых мерах железный Феликс настрого предписывал докладывать каждое 1-е и 5-е число.
Но это только цветочки. Настоящие ягодки начинаются, когда чекисты добираются до источника утечки информации.
5 февраля арестовывают Чепелевского. 1 марта Волина. Рабинович попадается чуть позже.
Масштаб впечатляет. По всему Союзу хватают 1824 валютчика. Изъято ценностей более чем на полмиллиона рублей, что по тем временам считалось астрономической суммой.
Московские события произвели на рынок потрясающее впечатление, — пишет пресса.
В Ленинграде валютный рынок просто перестает существовать. Все попрятались, ждут, чем дело кончится.
ПРИГОВОР БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
29 апреля 1926 года заседание Политбюро. Генрих Ягода, заместитель председателя ОГПУ, делает доклад о деле валютчиков.
Коллегия ОГПУ вынесла приговор по делу Волина. В соответствии с которым он сам, Чепелевский и Рабинович были приговорены к расстрелу. Извещение ОГПУ обвиняло расстрелянных сотрудников Наркомфина в том, что они, «войдя в связь с отдельными частниками-биржевиками, использовали свое служебное положение для дезорганизации валютно-фондового рынка в целях личной наживы и обогащения связанных с ними биржевиков, чем нанесли советскому государству материальный ущерб».
РГАСПИ. Ф.17. Оп.162. Д.3. Л.55-56
Пытались ли они оправдываться? Просили ли пощады? Взывали ли к партийному товариществу?
Документы молчат. Но 4 мая 1926 года в подвале Яузской больницы все закончилось.
Через семьдесят лет, в 1996 году, Чепелевского реабилитировали. Времена изменились, взгляды на частное предпринимательство тоже.
То, что в 1926 году каралось смертью, в 1990-х стало нормой жизни.
ВОТ ОНА, КОРРУПЦИЯ!
Исследователь С.В. Богданов отмечает: «Взяточничество среди государственных служащих периода НЭПа являлось специфической формой приспособления к кардинально изменившимся социально-экономическим реалиям общества. Зарплата советских служащих, не входивших в номенклатурные списки, была весьма низкой, да и, с точки зрения социальной защищенности, их положение было незавидным. Соблазнов же поправить свое материальное положение за счет полулегальных сделок с нэпманами было очень много. К данному факту необходимо добавить многочисленные реорганизации аппарата государственного управления, которые перманентно шли на протяжении всего периода существования НЭПа и, безусловно, не только вносили неразбериху, но и порождали стремление отдельных чиновников обезопасить себя на случай внезапного увольнения». С этим трудно спорить.
Первым и самым простым методом нелегальной деятельности по созданию частного капитала было участие его соучастников и агентов в работе государственного аппарата. В составе государственных чиновников был не очень широкий, не очень многочисленный, измеряемый, может быть, всего несколькими десятками тысяч человек, круг лиц, которые использовали начало нэпа в этом смысле. Сами служа в хозорганах, они в то же время организовывали различные предприятия или на имя своих родственников, компаньонов, или даже прямо на своё собственное. А затем перекачивали в эти частные предприятия находившиеся в их распоряжении государственные средства из государственных органов, где они служили. Совершив такую перекачку, они обычно увольнялись и «становились на собственные ноги». Так, что «концы в воду». Это явление было распространено чрезвычайно широко.
Вам , уважаемые участники группы , это ничего не напоминает !?
Неев С.
#эпохассср
Нет комментариев