Из протокола земского собрания В 1916 году между губерниями распределялись нормы по заготовке зерна, необходимого в первую очередь для военных нужд, введение продразвёрстки было необходимо.Экспроприация хлеба проходила насильственным путём, хлеб заставляли продавать, а те, кто не хотел, у тех проводили уже изъятие хлеба.
Реквизиция хлеба продолжилась и при Временном правительстве.
Министр земледелия Временного правительства А. И. Шингарёв, занимавшийся распределением хлебных запасов в стране, называл продразвёрстку «неизбежной, горькой, печальной мерой», но полагал, что без неё не удастся обойтись.
И, как и при Российской Империи, хлеб реквизировали преимущественно у бедного крестьянства. Крупных же землевладельцев не трогали, и они накапливали зерно в своих амбарах до лучших времён.
Продразвёрстка в 1918 году
В 1918 году продовольственный кризис обострился и советское правительство вынуждено было провести продразвёрстку.
Суть её сводилась к принудительному изъятию у крестьян хлеба, мяса, молока и других сельхозпродуктов по установленной норме и государственным ценам.
Сбором продуктов занимались продотряды, помогали им комитеты бедноты. Хлеб доставался с большим трудом. Разбогатевшие за годы войны деревенские кулаки, в руках которых остался хлеб от прежних урожаев, не желали отдавать хлеб голодным, а стремились его продать втридорога.
9 мая 1918 года вышел декрет, подтверждающий государственную монополию хлебной торговли и запрещающий частную торговлю хлебом.
13 мая вступил в силу декрет «О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Документ подтверждал незыблемость хлебной монополии государства и твёрдых цен на хлеб.
Излишки хлеба нужно было сдать в 7-дневный срок, не сдавшие объявлялись «врагами народа», подлежали тюрьме от 10 лет с конфискацией имущества.
Вы, конечно, подумаете, как это было жестоко по отношению к крестьянству, но не спешите делать выводы. Одной из причин голода была чрезмерная жадность крестьян.
Обстановка в Харькове весной 1918 года
В этот период в Харькове и близко не было большевиков, а вся власть принадлежала эсерам, в городе правили избранные народом Городская дума и Городская управа.Город голодал, и
харьковская газета «Голос Народа» №6 от17 (4) апреля 1918 года назвала голод главным врагом. Хлеб на селе был в большом количестве, спрятанный в схронах. При этом крестьяне выбрасывали хлеб на рынок небольшими партиями по баснословным ценам – до четырёх рублей за буханку, а то и до пятнадцати рублей, о чём опять писала газета.
«Хлеб исчез на базарах. Если же он появляется в незначительном количестве, то продаётся по 3-4 рубля за фунт»
Нет комментариев