Пилот — одна из наиболее высокооплачиваемых и ответственных специальностей. Профессия востребована в грузовых и пассажирских авиаперевозках, сфере обороны и освоения космоса. Опытных специалистов нередко привлекают в качестве консультантов при проектировании новых летательных аппаратов или усовершенствовании уже существующих технологий.
Командир воздушного судна (КВС) и второй пилот обязаны проверить исправность всех приборов, уточнить маршрут, метеорологическую и орнитологическую обстановку. В экстренных ситуациях им необходимо принимать верные решения в состоянии стресса и недостатка времени, чтобы спасти жизни пассажиров. Это сложная, но престижная работа.
Основные функции пилота:
- планирование полета. Пилот должен изучить маршрут, погодные условия, топливный расход, грузоподъемность и другие параметры, влияющие на безопасность и эффективность полета;
- проверка технического состояния воздушного судна. Пилот должен осмотреть самолет или вертолет перед вылетом и убедиться, что все системы работают исправно;
- взаимодействие с экипажем и пассажирами. Пилот должен координировать действия второго пилота, бортинженера, бортпроводников и других членов экипажа, а также информировать пассажиров о ходе полета и возможных задержках;
- управление воздушным судном. Пилот должен умело маневрировать воздушным судном в разных режимах полета: взлете, посадке, крейсерском полете, аварийных ситуациях и т.д. При этом пилот может использовать автопилот или ручное управление в зависимости от обстановки;
- связь с наземными службами. Пилот должен поддерживать радиосвязь с авиадиспетчерами, метеорологами, аэропортами и другими службами, обеспечивающими полеты воздушных судов. Пилот должен получать и передавать необходимую информацию о положении воздушного судна, высоте, скорости, направлении;
- соблюдение правил и нормативов. Пилот должен знать и выполнять правила полетов по маршруту и в зоне аэропорта, а также нормативы по безопасности полетов, охране окружающей среды, защите от терроризма;
Специализации профессии пилот:
- пилот гражданской авиации: управляет пассажирскими или грузовыми самолетами или вертолетами на регулярных или чартерных рейсах;
- пилот военной авиации: управляет боевыми самолетами или вертолетами для выполнения задач по защите воздушного пространства, ударов по наземным или морским целям, разведки или транспортировки военного персонала или грузов;
- пилот-испытатель: управляет новыми или модернизированными летательными аппаратами для проверки их характеристик, возможностей и надежности;
- пилот-инструктор: обучает будущих пилотов теории и практике управления летательными аппаратами на специальных тренажерах или в реальных условиях полета;
- космонавт: управляет космическим кораблем для осуществления научных исследований или экспедиций в космическое пространство.
Критерии отбора.
Будущий летчик должен иметь не только качественную теоретическую подготовку, но и отменное физическое здоровье. Учитывая высокий конкурс в летные училища и ВУЗы, ВЛК (врачебно-летная комиссия) среди многих абитуриентов с одинаково высокими баллами поступления отдает предпочтение тем поступающим, чьи показатели здоровья и физической подготовки выше, чем у прочих конкурсантов.
У будущего пилота должны быть идеальные показатели следующих систем организма: - сердечно-сосудистой; - нервной (в частности, вестибулярного аппарата); - респираторной (дыхательной); - слуховой; - зрительной;
Помимо указанного выше, абитуриент проходит специализированные психологические тесты, чтобы выявить потенциально психически неустойчивых претендентов на место летчика.
Все абитуриенты сдают нормативы физической подготовки. Нормативы различаются в зависимости от возраста и пола кандидата на место. В случае поступления будущий пилот будет проходить через подобные испытания еще не раз — состояние здоровья тестируется регулярно, и в случае его ухудшения возможно даже отчисление студента.
Такие высокие требования к здоровью обусловлены изменениями в организме, которые происходят с человеком в полете — человек со слабым сердцем или легкими просто не выдержит такой частой смены высоты.
Стюардесса (бортпроводница)
Вручную закатывать самолет в ангар и носить ведра с топливом для дозаправки – сейчас нам даже представить сложно, как это может выглядеть. Однако именно это входило в обязанности первых стюардесс. Правда, с того времени прошло уже больше 80 лет. Женщины-бортпроводницы появились на рейсах пассажирской авиации только в 1930 году. Прежде комфорт и безопасность пассажиров обеспечивали стюарды-мужчины, а еще раньше за это и вовсе отвечал второй пилот.
Первой в истории стюардессой стала американка – медсестра Эллен Черч. День, когда она вышла в свой первый рейс, считается днем рождения профессии – 15 мая 1930 года. Самое интересное, что сначала Эллен Черч хотела стать пилотом. Именно поэтому она пошла учиться в компанию Boeing Air Transport. Но вскоре девушке предложили набрать группу из нескольких человек, готовых занять совершенно новую должность, и самой присоединиться к ним.
В должностные обязанности стюардессы входят: - встреча и размещение пассажиров; - организация питания во время полета; -обеспечение безопасности пассажиров и самолета; - оказание первой медицинской помощи; - заполнение необходимой документации на борту.
Давайте рассмотрим какие требования предъявляют к сегодняшним кандидатам.
1) Рост. В идеале, от 165 сантиметров, чтобы достать до багажной полки. Многие зарубежные авиакомпании, просят кандидатов дотянуться до отметки в 212 сантиметров (на носочках), при этом не обращая внимания на рост;
2) Размер одежды. Для женщин – до 46-48 размера (российский), для мужчин – до 52-54 размера. Вес не так важен, главное выглядеть опрятно. В зарубежных авиакомпаниях вычисляют Индекс Массы Тела (ИМТ) – это величина, с помощью которой измеряют, насколько вес человека соответствует росту;
3) Возраст. Начнем с нижнего порога, дееспособность гражданина в РФ начинается с 18 лет, но некоторые российские авиакомпании рассматривают кандидатов лишь с 20 лет, зарубежные и вовсе с 21. Если говорить о верхнем возрастном пороге, без опыта работы принимают бортпроводников, как правило, до 30 лет;
4) Знание иностранного языка. Сейчас нет разделения на внутренние и международные рейсы, поэтому каждый кандидат должен знать английский язык, зачастую авиакомпании в России требуют уровень не ниже pre-intermediate (A2) или intermediate (B2);
5) Внешний вид. Отсутствие шрамов, ожогов, татуировок, пирсинга, серьезных проблем с кожей на видимых частях тела;
6) Здоровье. К кандидатам предъявляют серьезные требования касаемо здоровья. Вы должны быть физически выносливы, иметь грамотную и понятную речь, не иметь каких-либо хронических и серьезных заболеваний. Исключением является зрение, не ниже минус 3;
7) Умение плавать. Потенциальный бортпроводник должен уметь хорошо плавать, спросите для чего? Наглядный пример, эвакуация на воду. Многие зарубежные авиакомпании зашли еще дальше, во время обучения, кандидаты плывут определенный участок в холодной воде и одежде, так сказать, максимально реалистичные условия;
8) Образование. Опять-таки, многое зависит от авиакомпании, минимальные условия – 11 классов, то есть полное среднее образование. Так же, подойдут кандидаты со среднем-профессиональным и средне-специальным образованием, закончившие колледж, училище, техникум, с неполным высшим (при условии заочного обучения) и высшим. Кандидаты с 9 классами (неполное среднее) или обучающиеся на очной форме обучения НЕ могут претендовать на должность;
9) Гражданство. Для работы в российских авиакомпаниях только гражданство РФ. Исключения бывают лишь для белорусов;
10) Для мужчин. Обязательное наличие документа воинского учета для военнообязанных лиц;
11) Личные качества. Вам должны быть присущи такие качества как стрессоустойчивость, коммуникабельность, уравновешенность, сдержанность, дисциплинированность, командная работа.
Да, требований к потенциальному кандидату достаточно много, да, бывают различные исключения, но всецело, каждая авиакомпания опирается именно на эти постулаты при отборе нового члена экипажа.
Бортинженер
Садясь в салон самолета, мы доверяем свою жизнь опытному командиру судна и второму пилоту. Мы аплодируем им после успешной посадки, в знак благодарности за совершенный полет. Но за безопасность на борту отвечает еще один немаловажный член экипажа - бортинженер.
Бортинженер - это специалист, контролирующий основные системы летательного средства во время полета и устраняющий возможные неполадки. Свою работу бортинженер выполняет еще до начала рейса, проводя технический осмотр самолета, а также непосредственно на борту.
Обязанности: - предполетный технический осмотр и контроль основных механизмов и систем на борту во время полета; - уведомление экипажа самолета о возникших неисправностях и их устранение; - проверка наличия основных аварийно-спасательных средств, количества топлива и масла; - управление двигателями, шасси и силовыми системами воздушного средства.
Профессия бортинженер требует получения высшего профильного образования и безупречной технической подготовки, знания принципов аэродинамики, устройства самолета и понимания функционирования основных систем на борту.
Обязательным условием для трудоустройства является крепкое физическое и психоэмоциональное здоровье.
Личные качества: Хорошее зрение; Самостоятельность; Предусмотрительность; Оперативная память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); Физическая сила и выносливость; Хорошая память.
Бортинженер может стать командиром воздушного судна. Знание английского языка поможет в работе на международных рейсах. Ну а если специалист выберет административный путь построения карьеры, то может стать инструктором-наставником для молодых пилотов.
Авиатехник
Авиатехник - это специалист по техническому обслуживанию летательных аппаратов.
Без его одобрения ни один самолет не может быть допущен к полету. Для работы авиатехником достаточно получить среднее специальное профильное образование, закончив училище или колледж. Специалисты с высшим образованием в будущем могут претендовать на более высокие должности.
Навыки, умения и необходимые качества: знание конструкции и устройства самолетов, их составных деталей; умение диагностировать и устранять выявленные неисправности; умение обращаться с профессиональным оборудованием; понимание принципов работы и технологии строения летательных аппаратов; навык демонтажа двигателя и основных систем самолета; Внимательность к деталям; Ответственность; Аккуратность, доходящая до педантичности; Трудолюбие; Развитое аналитическое мышление; Хорошая память;
Штурман
Название профессии пришло из немецкого языка. В дословном переводе — «человек руля». Главная обязанность представителя профессии — направление транспортного средства по установленному курсу и отслеживание состояния местности.
Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:
отслеживание показателей навигационной техники; прокладка курса; разметка маршрута на карте.
Также штурман — это тот, кто работает с боеприпасами и ведет аэросъемку, если выполняется боевой вылет.
Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:
- испытатель; -оператор; - инструктор;
Требования к штурману:
- высшее профильное образование; - стаж работы; - понимания принципов устройства машин военной авиации; - знание основ проведения военных операций; - разговорный английский язык; - опыт использования специального оборудования и инструментов; - крепкое физическое и психическое здоровье.
Профессия штурмана – это ответственная военно-авиационная специальность, обучиться которой можно только поступив в профильный ВУЗ. Помимо интеллектуальных качеств, в работе штурмана важны общее состояние здоровья, высокая физическая подготовка, скорость реакции, сила воли, выносливость и стрессоустойчивость.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев