ЗАГАДОЧНЫЙ ПОРТРЕТ
13 июня 1831 года (25 июня по новому стилю) в Царском Селе неизвестным художником создан акварельный портрет А.С. Пушкина. Дата «13 июня 1831» поставлена орешковыми чернилами по правому краю портрета.
Это единственный так точно датированный портрет Пушкина. Со дня открытия музея-дачи в декабре 1958 года портрет (в копии В.Л. Бреннерта) находится в мемориальной экспозиции музея.
Неизвестный художник изобразил Пушкина в коричневом сюртуке и цветном шотландском галстуке, повязанном на белой рубашке в виде шейного платка. Сюртук на Пушкине иногда называют рединготом. Редингот – тот же сюртук, только длинный, особого покроя, модная верхняя одежда 1830-х годов.
Верхнюю часть лица Пушкина закрывает, образуя круги под глазами, тень от шляпы. Это так называемая поярковая шляпа из шерсти впервые стриженной овцы-ярки в возрасте до одного года. Шляпа всегда вызывала не только интерес, но и сомнения пушкинистов: никто не помнил, чтобы Пушкин носил такую. Помогла цитата из записной книжки литератора Н.В. Путяты.
Рассказывая о впечатлении, произведенном в сентябре 1826 года появлением в театре возвратившегося из ссылки Пушкина, Н.В. Путята пишет, что толпившиеся у разъезда около поэта указывали на него издали по «бывшей на нем светлой пуховой шляпе».
Портрет Пушкина в шляпе оказался едва ли не самым загадочным. По его поводу высказывалось немало сомнений, начиная с вопроса идентификации изображенного на нем лица: действительно ли это Пушкин? Сомнению подвергалась и дата на акварели. В 1980-е годы известный московский искусствовед Е.В. Павлова озвучила свое мнение: портрет по манере рисунка должен быть отнесен к более поздним 1860-м годам, и таким образом не может быть причислен к прижизненным изображениям Пушкина.
Выдвигались претенденты на авторство портрета. По одной из последних версий им является Ф.А. Моллер, создатель хрестоматийно известного портрета Н.В. Гоголя. Единственный и весьма малоубедительный аргумент в пользу авторства Ф.А. Моллера – все та же пуховая шляпа: точно в такой же он изобразил себя на автопортрете. Нет смысла даже задаваться вопросом о присутствии художника в Царском Селе в 1831 году: участвовавший в это время в польской кампании, он был ранен при штурме Варшавы.
Наиболее аргументированной является версия искусствоведа М.Д. Ромма, считавшего создателем портрета Григория Чернецова, автора известного группового портрета четырех писателей (1832). В самой манере наложения красок и тени на портрете Пушкина М.Д. Ромм находил близость к манере Г. Чернецова. Другим доводом в пользу авторства художника он считал свойственное его работам точное указание даты исполнения и почерк ее написания. Однако без специальной научной экспертизы простое сравнение почерков на пушкинском портрете и авторских надписей на работах Чернецова не может не грешить субъективностью. На наш, также субъективный взгляд, почерк Г. Чернецова отличается большей округлостью букв и весьма отдаленно напоминает тот, каким обозначена дата на портрете Пушкина.
Сделав краткий экскурс в историю изучения пушкинского портрета, приходится возвращаться к старому и единственному достоверному источнику, из которого почти 85 лет мы черпаем наши знания о портрете: к мнению, высказанному в «Литературной газете» от 26 февраля 1939 года искусствоведом и музейным работником Борисом Валентиновичем Шапошниковым (1890-1956). Ему, знатоку дворянского быта и музейного дела, удалось с минимальными пробелами воссоздать историю бытования пушкинского портрета.
Портрет хранился у лицеиста IХ курса (1832-1838) К.С. Веселовского (1819-1901), автора «Воспоминаний» о лицее, академика, специалиста по экономике и статистике. С детства учившийся рисованию, будучи живописцем и гравером-любителем, он собрал хорошую коллекцию рисунков.
Спустя много лет после смерти К.С. Веселовского, в 1930-е годы портрет оказался в антикварном магазине и был приобретен частным лицом. В 1939 году он попал в Пушкинский Дом. По мнению Б.В. Шапошникова, в те годы ученого хранителя музея Пушкинского Дома, портрет Пушкина «несомненно исполнен с натуры, и не профессиональным художником, а вполне опытным любителем или учителем рисования…». С этим мнением Б.В. Шапошникова нельзя не согласиться.
В рукописном отделе РНБ хранится переписка К.С. Веселовского, среди корреспондентов которого были П.А. Плетнев, Я.К. Грот и другие друзья и знакомые Пушкина. К сожалению, каких-либо упоминаний о портрете Пушкина в письмах К.С. Веселовского найти не удалось.
Автор текста — Татьяна Ивановна Галкина, хранитель экспозиции мемориального музея-лицея и музея-дачи А.С. Пушкина.
#пушкинкаждыйдень #пушкин #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #музейдачапушкина #музейквартирапушкина
Источник - Всероссийский музей А.С. Пушкина - https://vk.com/wall-29020865_15359
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев